В одном списке с Хаматовой и Мироновым. Как актеры Серовского театра борются за звание лучших в стране
Фото: Наталья Чернохатова
В Екатеринбурге едва ли кто-то слышал о театре, обитающем где-то далеко на севере Свердловской области. Гораздо лучше с Серовским театром имени Чехова знакомо жюри «Золотой маски» — уральская труппа уже не первый год покоряет сердца строгих критиков. «Моменты» побывали за 400 километров от Екатеринбурга и узнали, как театр, который по законам жанра должен быть потерян и забыт, оказался в числе претендентов на главную театральную премию страны.
***
В этом году Серовский драматический театр им. А. П. Чехова представлен в шести номинациях главной театральной премии России — «Золотой маски». Критики высоко оценили спектакль «Сучилища» и включили его в конкурсную программу.
Фото: Наталья Чернохатова
Впервые театр появился в числе номинантов национальной премии еще два года назад. Петр Незлученко, который сыграл в спектакле «Трамвай «Желание» главную роль, претендовал на звание лучшего актера. Вспоминая свои ощущения от выступления в Москве, уже будучи главным режиссером Серовского театра, Петр признается, что больше волновался не за оценки жюри, а за то, как спектакль воспримет столичный зритель.
— Московская публика приняла спектакль совершенно по-другому, все акценты сменились: если на Урале все зрители переживали за семью Стэнли и Стеллы Ковальски, которые из нашего общества, простые работяги, то вся московская публика целиком и полностью сочувствовала Бланш, а эту «шваль» (пару Ковальски — прим. ред.) не принимали. Это чувствовалось во время спектакля, — рассказывает Петр.
Фото: Наталья Чернохатова
Родной театр, театр родни
О местном театре мы расспросили прохожих. Чаще всего ответ был таким: «Был несколько месяцев назад. Очень понравилось. У меня брат (кум/сват) там работает осветителем (рабочим сцены/звукорежиссером — нужное подчеркнуть)». Складывается ощущение, что театр — градообразующее предприятие. Даже сами актеры порой ходят туда, чтобы хоть как-то развлечься.
Между тем, у театра нет собственного помещения, и он уже 75 лет арендует здание Дворца культуры железнодорожников.
— Мы в Серове играем мало: по договору с Дворцом культуры сцена наша всего 15 дней. В остальное время стараемся объехать север области: Краснотурьинск, Карпинск, Североуральск, Ивдель, — рассказывает главный режиссер. — Рассчитывать на Екатеринбург не приходится — слишком уж далеко уральская столица. А остальные города расположены еще дальше, поэтому они находятся на нашей орбите. Осенью возили в Тюмень четыре спектакля. Местным понравилось.
Большие таланты маленького города
В театре работает почти 80 человек, в актерскую труппу входят меньше половины сотрудников.
— У нас есть ребята без актерского образования, есть даже те, кто не учился. Например, Кирилл Имеров, один из номинантов на «Золотую маску», уже во второй раз поедет в Москву. У него нет образования, — говорит Незлученко.
Фото: Наталья Чернохатова
В этом году театр на «Золотой маске» представит и актриса Карина Пестова. В номинации «лучшая женская роль» конкурировать с ней будут Елизавета Боярская, Чулпан Хаматова и Алла Демидова. Еще три года назад Карина заканчивала Челябинскую академию искусств и не знала, куда пойти работать, а сейчас соревнуется с главными звездами российской сцены.
— Меня никто не звал в Серов, и в списке приоритетов его не было. Нужно было место, где получу опыт и роли, — вспоминает Пестова. — Мне повезло, что я пришла в театр в такой период, когда была нужна ему: с самого начала были роли в сказках, других спектаклях. Я получила то, что хотела.
В Серовском театре есть на кого равняться. Так, актриса Марианна Незлученко (мать Петра Незлученко, — прим. ред.) признана заслуженной артисткой России, у нее три статуэтки фестиваля «Браво!».
Фото: Наталья Чернохатова
— Мой муж был хорошим режиссером и даже в одно время входил в десятку лучших режиссеров России. Когда в 1979 году у Китая и Вьетнама началась война, мы попали в тяжелую ситуацию в Благовещенске. Людей собирали по ночам, предупреждали об эвакуации. Тогда я просто сбежала с маленьким ребенком (Петром — прим. ред.), — рассказывает «Моментам» Марианна Незлученко. — Мужу предложили Серов, чтобы временно перекантоваться. Но как мы все знаем, мало что бывает временным. Я совсем не жалею о том, что мы здесь остались.
За «Золотую маску» в этом году также будет бороться художник по костюмам театра Алексей Унесихин. 11 лет назад, работая в Челябинском ТЮЗе, его пригласили для постановки детского спектакля. После нескольких совместных работ Алексея позвали сотрудничать на постоянной основе. Переберется ли художник в более престижный театр в случае победы на фестивале? Алексей отвечает:
— Лучше быть первым парнем на деревне, чем одним из миллионов в столице. Это один из немногих театров, который позволяет реализовать твой замысел практически на 100%.
В театральной труппе всего два режиссера, поэтому Серовская драма часто приглашает иногородних мастеров. Одним из них стал Петр Шерешевский, который приехал в Серов для постановки «Сучилища».
— Серов — действительно маленький город. И то, что здесь есть интерес к живому театру, — огромная заслуга людей, строящих его, — говорит Петр. — В городах, которые значительно больше, мне иногда рассказывают: «У нас рабочий поселок. Зрителя надо развлекать». Здесь же никто таких речей не ведет. И театр, благодаря этому — живой.
Весь мир театр, и люди в нем «сучилища»
— Когда приехал в Серов и перечитал тот материал, который хотел ставить, понял, что делать его не хочу, — рассказывает Петр Шерешевский. — Пару дней сидел дома, обложившись книжками. И в результате выбрал «Сучилища» Андрея Иванова, совсем на тот момент свежую пьесу (написана в 2017 году).
Петру Шерешевскому пришлось объяснять всему театру, что новый спектакль действительно станет хитом.
— Честно скажу, пьеса после прочтения не зацепила. Но режиссер убедил меня, что все будет круто, — говорит Алексей Унесихин.
Фото: Наталья Чернохатова
Спектакль начали ставить практически сразу. Для некоторых актеров участие в этой постановке стало настоящей проверкой ценностей.
— Первое впечатление — все люди твари, сучилища. Даже тот человек, который должен быть гарантом человечности, — философ с высшим образованием, поступает как последняя тварь. А самым человечным оказывается убийца: он не увиливает, поступает по чести и всегда держит свое слово, — делится с «Моментами» актер спектакля «Сучилища» Сергей Каляев. — Спектакль — это посыл людям задуматься о том, как они живут, посмотреть вокруг и понять, не много ли горя они причиняют окружающим. Мы, как правило, причиняем боль тем, кто ближе нам — есть такой странный человеческий закон.
Фото: Наталья Чернохатова
Смерть зрителя
Серовский театр существует в парадоксальной ситуации. С одной стороны, он обласкан столичными критиками, с другой — недооценен в родном городе.
— Главная проблема современных театров, кроме финансов и кадров — смерть. Смерть тех зрителей, которые ходили годами. Они уходят, — рассказывает «Моментам» руководитель литературно-драматургической части Серовского драмтеатра Раида Стрункина. — Зритель изменился. Мы стараемся приучить к театру молодого зрителя, подростков. Это проблема номер один: как сделать, чтобы они сами потратили на театр деньги, отложенные на что-то другое. Культпоходы не работают, а наоборот, отбивают охоту.
Фото: Наталья Чернохатова
Специально для молодежи в театре открыли литературно-поэтические вечера, где зрители и актеры общаются на равных.
— Оказалось, что это востребовано. Мы привлекаем зрителей и участников свободным входом, — продолжает Раида Стрункина, — У нас другого выбора нет: если мы сейчас не сможем завоевать молодежь, то кто к нам будет ходить через десять, а то и пять лет?