«Посмотрите и убедитесь, что призы заслуженные». 30 лучших фильмов 2016 года: рейтинг Андрея Кулика
Попробуем подвести кинематографические итоги ушедшего года, вспомнить лучшие фильмы. Вдруг вы что-то пропустили? Кое-что уже можно найти в Сети, что-то скоро появится. Будем надеяться, в январские каникулы вы что-нибудь из этого захотите посмотреть.
Поскольку это был Год российского кино, начнем с отечественных картин. Шлака, как всегда, оказалось больше, чем приличных фильмов, и этот шлак уверенно победил в прокате («Жених» Сергея Светлакова). Зато крупнобюджетные «Дуэлянт» и «Ледокол», с замечательными артистами и виртуозной операторской работой, продюсерских ожиданий не оправдали. Не знаю, есть ли смысл смотреть эти картины дома — они все-таки изначально сделаны для большого экрана, а в телевизоре или мониторе компьютера уйдут эффектные детали и еще отчетливее проявятся недостатки, в первую очередь сценарные. Впрочем, если вы принадлежите к поклонникам актера Петра Федорова, смотреть нужно — в обеих лентах он в главных ролях.
Но Федорова обошел по числу главных ролей Данила Козловский. Сейчас во всех кинотеатрах идет «Викинг», а еще в 2016-м вы могли его видеть в «Экипаже», «Пятнице», «Хардкоре» и романтической комедии «Статус: свободен». Вот на нее хочется обратить ваше внимание — в прокате она прошла почти незамеченной.
Данила Козловский (в центре), пожалуй, самый востребованный российский киноактер. Фото: kinopoisk.ru
Режиссер Павел Руминов («Мертвые дочери») вдруг снял фильм для широкой публики, но постарался уйти от банальности. Начинается все, впрочем, вполне традиционно: девушка говорит своему парню, что уходит от него. Парень заявляет, что это чушь и он ее вернет. О том, какие он для этого придумывает способы, и рассказывает фильм.
Но когда мы думаем, что уже можем предсказать финал, нас — оп! — обводят вокруг пальца. Легкий, смешной фильм без шуток ниже пояса. Забавно, что Руминов снял примерно в то же время картину «Машина любви», где ситуация зеркальная — парень объявляет своей спутнице, что они должны расстаться — он полюбил другую. А брошенная не желает съезжать с квартиры и пытается вернуть парня.
Думаю, в кинотеатрах мы этот фильм никогда не увидим — он содержит, мягко говоря, откровенные сексуальные сцены, порой почти порнографические, это можно показать только на фестивалях. Интонация совсем иная, и любопытно посмотреть встык обе картины. Если сможете найти где-нибудь (не спрашивайте, где именно — не знаю!) «Машину любви», обязательно сравните ее и «Статус: свободен».
Семен Трескунов — новая звезд кинематографа России, чье имя в трейлерах уже идет перед Хабенским и Ефремовым. Фото: kinopoisk.ru
Прошмыгнула серой мышкой в прокате дебютная режиссерская работа Михаила Местецкого (сценарист «Легенды №17) «Тряпичный союз». Не шедевр, но обаятельное молодежное кино, где свою первую роль сыграл Александр Паль. Просто от съемок до премьеры прошло довольно много времени, и Паля уже узнали и как бритого наголо брата жениха в «Горько» и «Горько-2», и как поклонника Цоя в «Ледоколе», и как исполнителя заглавной роли в «Парне с нашего кладбища»…
Александр Паль снялся в еще одном симпатичном фильме этого года — «Хороший мальчик» Оксаны Карас. История о подростке, который влюбляется то в одноклассницу, то в учительницу английского, сделана вполне в духе советских картин о старшеклассниках. Если любите, например, «Все наоборот» с тем же Михаилом Ефремовым — смотрите и получайте удовольствие. В заглавной роли — стремительно набирающий популярность Семен Трескунов («Частное пионерское», «Призрак»), но и остальные актеры подобрались один другого лучше: Михаил Ефремов, Ирина Пегова, Татьяна Догилева, Константин Хабенский.
Когда еще Константин Хабенский приедет в Екатеринбург с моноспектаклем, а в «Коллекторе» он доступен в любой момент. Фото: kinopoisk.ru
Хабенский сыграл заглавную роль и в триллере «Коллектор» Алексея Красовского. Собственно, весь фильм в кадре он один, а тех, с кем он общается по телефону или через дверь, мы только слышим. Это, конечно, напоминает «Лок» с Томом Харди, который тоже весь фильм говорит по телефону с разными людьми, и хотя на «Лок», пожалуй, посильнее, но и «Коллектор» заслуживает внимания. Хабенский держит напряжение, он по сути играет моноспектакль. Билеты на его «Контрабас» кусаются, да и когда он еще снова с ним приедет в Екатеринбург, а «Коллектор» — вот он, с доставкой на дом. 74 минуты всего, заскучать не успеете.
Андрей Кулик советует посмотреть «Монах и бес», поскольку в этом фильме есть над чем посмеяться и над чем задуматься. Фото: kinopoisk.ru
Проскочил мимо кассы без шума и пыли хороший фильм «Монах и бес» Николая Досталя («Облако-рай», «Штрафбат») по сценарию Юрия Арабова («Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», «Чудо», «Фауст», «Юрьев день»). Начинается история вроде бы комедийно. Середина позапрошлого века, мужской монастырь в глубине России. Появляется монах, который ведет себя довольно странно, но настоятель не решается его прогнать, а дает пришельцу разные послушания, которые тот с легкостью исполняет. Вскоре выясняется, что монах одержим бесом, и ему приходится противостоять множеству искушений. Есть над чем посмеяться, есть над чем задуматься.
«Коробка» Эдуарда Бордукова — один из лучших фильмов 2016 года, но его мало кто заметил — там нет звезд. Зато есть отлично рассказанная история, в центре которой — борьба дворовых футболистов за право играть во дворе. Тут затронуты многие злободневные темы, но без назидательности, без пафоса. Абсолютно зрительское кино, не какой-нибудь сложный для восприятия артхаус. Но в прокате «Коробка» провалилась, а на фестивалях, к удивлению создателей, собирает богатый урожай призов. Посмотрите и убедитесь, что призы заслуженные.
В 2016 году у екатеринбуржцев была масса возможностей познакомиться с Виталием Манским (на фото) лично. Он неоднократно приезжал в наш город. Фото: kinopoisk.ru
«Ученик» Кирилла Серебренников наделал много шума, о нем много говорить нет нужды. Если вам не нравится нарастающая клерикализация станы, если беспокоят участившиеся выходки религиозных экстремистов, которых «оскорбляет» все, на что взгляд упадет — смотреть обязательно.
Ни на что не похожая «Зоология» Ивана Твердовского-младшего («Класс коррекции») вызывает то смех, то горечь, то страх. У немолодой женщины вдруг вырос хвост. Большой такой, упругий. Как на это реагируют окружающие и как меняется ее жизнь, узнаете, посмотрев фильм.
Особняком стоит документальный фильм Виталия Манского «В лучах Солнца» — о Северной Корее. Показан он был только в одном кинотеатре Екатеринбурга, многие наверняка не смогли посмотреть — хотя бы в Сети найдите. Там найдете обильную пищу для размышлений.
Пожалуй, это все, что можно порекомендовать из нашего. Иностранного, естественно, больше (стран-то много!).
Вы не видели этот постер на афишах кинотеатров города. Андрей Кулик советует найти фильм и посмотреть. Фото: kinopoisk.ru
В список фильмов, из которых в январе выберут номинантов на «Оскар» за лучший неанглоязычный фильм, попала датская драма «Моя земля» (оригинальное название переводится как «Под песком», что, по-моему, гораздо лучше).
1945 год, Дания освобождена от немецкой оккупации, но ее побережье нашпиговано минами (немцы не знали, где высадятся союзные войска, одним из вариантов была Дания). Датскому сержанту дают под командование немецких военнопленных — он должен в короткий срок обучить их и отправить на минные поля. Поначалу сержант преисполнен ненависти к врагам, но пленные оказываются парнями из последней волны мобилизации, желторотыми гитлерюгендовцами. И ненависть борется в датчанине с жалостью и желанием уберечь мальчишек от смерти, чтобы потом они смогли вернуться домой…
Мультики «Зверополис» и «В поисках Дори», наверное, посмотрели все. Если нет — смотреть нужно всей семьей! Впрочем, если и видели — в праздники пересмотреть самое то.
«В поисках Дори» — это продолжение мега-популярного «В поисках Немо», которого ждали 13 лет. И не зря. Фото: kinopoisk.ru
Менее замеченным, кажется, оказался фильм Стивена Спилберга «Большой и добрый великан» — страшная сказка со счастливым концом. Спилберг, как всегда, показал класс, смотрите вместе с детьми! Как и «Книгу джунглей» (то, что наши дети знают как «Маугли»). Это игровой фильм: и Маугли, и джунгли — настоящие. А вот звери созданы на компьютере, но настолько убедительно, что если не знать, можно подумать, что они живые. По-моему, удачное кино, детям нравится.
А для взрослых есть датская «Коммуна». Томас Винтерберг («Торжество», «Субмарино», «Охота») рассказывает историю из 1970-х. Эрик хочет продать огромный дом, доставшийся ему в наследство после смерти отца, но жена, Анна, уговаривает его этого не делать — ей сразу понравилась эта вилла. Но на содержание нужно будет много денег, мы себе этого не можем позволить, объясняет Эрик. А мы позовем еще людей с нами жить и будем делить между собой расходы, говорит Анна. Так под одной крышей поселяются совершенно разные люди, живущие одной большой семьей. А потом Эрик приводит в дом новую возлюбленную…
«Помнить» — не самое оригинальное название для фильма. Но обратить внимание на картину Эгояна стоит: в 2015 году она получила один из призов Венецианского кинофестиваля. Фото: kinopoisk.ru
Британский «Мистер Холмс» Билла Кондона заслуживает внимания уже хотя бы потому, что в заглавной роли тут Йен Маккеллен. Шерлоку Холмсу 93 года, он давно отошел от дел, но его не отпускают мысли об одном давнем нераскрытом деле…. Пожалуй, порой фильм чересчур сентиментален, но работа Йена Маккеллена — настоящий мастер-класс! Да, и детективная интрига тут есть, нужно смотреть внимательно и подмечать детали.
Канадско-германский триллер «Помнить» Атома Эгояна — снова старики и снова расследование. Живущий в доме престарелых Зев Гутман (85-летний Кристофер Пламмер) — бывший узник Освенцима, старающийся забыть об ужасах, пережитых в молодости. Но его старый друг Макс (86-летний Мартин Ландау) не намерен ничего забывать. Он вышел на след человека, который их мучил в Освенциме и сейчас живет в Америке под чужим именем. Сам Макс уже не может передвигаться, он отправляет Зева в путь — надо найти и убить военного преступника. Напряженная драматическая история с шокирующим финалом не оставит равнодушным никого.
Райан Гослинг (справа) редко играет в комедиях, а играет — хорошо. Это одна из причин по которой Андрей Кулик советует посмотреть «Славных парней». Фото: kinopoisk.ru
Обратите внимание на франко-чешско-бельгийскую ленту «Маргарита». Поразительно, но в основе сюжета — реальные события! Мадам Маргарита обожает оперное пение, она на своей загородной вилле собирает музыкантов и меломанов, устраивает концерты, в которых поет и сама. И никто ей не решается сказать, что она поет чудовищно фальшиво, а мы ведь не слышим, как звучит наш голос. Но на дворе уже 1920-е годы, есть возможность записать ее пение. Что случилось, когда Маргарита услышала свое пение, узнаете, посмотрев эту трогательную картину.
Американско-британские «Славные парни» Шейна Блэка — микс из комедии, боевика, детектива, драмы и мелодрамы. Рассел Кроу, Райан Гослинг, Ким Бэйсингер отлично чувствуют себя в этой истории, действие которой происходит в 1970-е (наряды, машины, музыка — все оттуда). Райан Гослинг редко снимается в комедиях, а зря. Тут он просто великолепен!
В реальной жизни Эмма Томпсон (справа) всего на два года старше Роберта Карлайла (слева). Фото: kinopoisk.ru
Британско-канадско-американская черная комедия «Убойная стрижка» — режиссерский дебют актера Роберта Карлайла («На игле», «Мужской стриптиз»). Парикмахер-неудачник (Карлайл) узнает о том, что его увольняют, и в волнении делает неосторожное движение, а его босс спотыкается и напарывается на ножницы — вот и труп. Мысли о том, чтобы обратиться в полицию, и быть не может: ну кто поверит, что ты не хотел убивать своего босса, который тебя уволил? Значит, надо как-то избавиться от тела… В череде страшных и смешных приключений парикмахеру сопутствует его эксцентричная мамаша (Эмма Томпсон всего на два года старше Карлайла, и она с помощью грима отважно состарилась лет на 20).
Редкий гость на наших экранах — корейское кино. «Поезд в Пусан» — зомби-апокалипсис, и кто-то может сказать: да ну их, этих зомби, они страшные и противные. Но в центре-то картины — люди, и их поведение в экстремальной ситуации порой становится совершенно неожиданным. По большому счету, это история о семейных ценностях, которые способны победить любых зомби. Не проходите мимо! Американцы, например, уже купили права и будут снимать римейк, в корейском прокате фильм стал чемпионом, а по миру еще идет и с успехом собирает большие деньги.
Мы обратили ваше внимание на хорошие фильмы, которые могли пройти мимо вашего внимания. А «Дэдпул», «Чудо на Гудзоне», «Служанку», «Дом странных детей миссис Пелегрин» «Строго на Запад», «Крид: наследие Рокки» и другие широко разрекламированные названия вам, надеемся, и так хорошо знакомы. Приятного просмотра.