Великолепная двадцатка. Лучшие фильмы 2016 года из российских кинотеатров: версия Николая Курилова
Вспоминая прошлогодний российский прокат, попробуем определить двадцать самых интересных или значимых фильмов, которые стоит посмотреть или пересмотреть. В этот список вошли разные картины — от боевика до притчи, от фильма ужасов до кинопублицистики.
1. «Выживший»
Фото: kinopoisk.ru
Мощный и жесткий вестерн, выходящий на уровень притчи о жизни и смерти, борьбе за место на земле и ответственности за пролитую кровь.
2. «Изгой-один: Звёздные войны. Истории»
Фото: kinopoisk.ru
Спин-офф о событиях между третьей и четвертой частями космической саги. Отец-основатель Джордж Лукас хотел инноваций и получил их! Фильм уникален. Никогда ранее в приключенческих франшизах не погибали все положительные герои.
3. «Фантастические твари и где они обитают»
Фото: kinopoisk.ru
Первый фильм новой франшизы из Вселенной Гарри Поттера с восторгом принят публикой и критиками. Историю криптозоолога Ньюта Скамандера и его магических монстров можно считаться лучшим фэнтези года.
4. «Омерзительная восьмерка».
Фото: kinopoisk.ru
Третий фильм Тарантино о «восстановлении исторической справедливости» концептуально слабее «Бесславных ублюдков» и «Джанго», но эффектен в сочетании кровавого постмодернистского вестерна с детективом.
5. «Хардкор»
Фото: kinopoisk.ru
Новаторский российский боевик, снятый от первого лица на GoPro только в США собрал 9,2 млн долларов. Западная критика в стиле советских газет обвинила фильм в «бездуховности», в «пропаганде секса и насилия». Это надо видеть!
6. «Зверополис»
Фото: kinopoisk.ru
Успех мультфильма среди взрослых легко объясним. Не каждый день увидишь на экране не антиутопию, а настоящую утопию. Отдельных восторгов заслуживает небывало высокая степень проработки мира, населенного антропоморфными животными.
7. «Ученик»
Фото: kinopoisk.ru
Фильм-сенсация фестиваля в Каннах. История школьника Вени, устраивающего террор под флагом защиты чувств верующих, яркая работа о нетерпимости в современном обществе. Несмотря на неаккуратность в переносе германской пьесы на российский экран, фильм Кирилла Серебренникова стал важным событием и породил немало дискуссий.
8. «Землетрясение»
Фото: kinopoisk.ru
Драма о трагедии в Армении 1988 года. Простая история о спасении выживших в разрушенном Ленинакане по воздействию на зрителя сильнее китайского кино «Автершок» и «оскаровской» драмы «Невозможное». Публика на этом фильме плачет больше часа, обезоруживая критиков. В этом смысле фильм уникален.
9. «Варкрафт»
Фото: kinopoisk.ru
Мечта миллионов геймеров реализовалась в лучшем виде. Жестокий и красивый мир Warcraft создал Дункан Джонс, сын Дэвида Боуи, прославившийся фантастикой «Луна». Это первый серьезный конкурент «Властелина колец».
10. «Да здравствует Цезарь!»
Фото: kinopoisk.ru
Новая работа Коэнов выводит их авторскую тему на новый уровень. Впервые почти все «маленькие люди» оказываются положительными персонажами, лишенными былой деструктивности. Более того: герои в кадре постоянно заняты анализом проблемы маленького человека, чего ранее в таких масштабах не было. Это, пожалуй, самый позитивный фильм Коэнов, во многом обобщающий пройденный ранее материал.
11. «Хороший мальчик»
Фото: kinopoisk.ru
Победитель фестиваля «Кинотавр» 2016 года. Постановка по сценарию Михаила Местецкого, одного из самых ярких российских авторов. Приключения школьника Коли Смирнова возвращают на экран кино «для детей и юношества» с использованием советских традиций («Курьер», «Розыгрыш», («Когда я стану великаном»).
12. «Ведьма из Блэр. Новая глава»
Фото: kinopoisk.ru
Не стоит смотреть на рейтинг IMDB 5,1. Хорроры часто жестоко недооцениваются. На самом деле Адам Вингард и Саймон Баррет сняли отличный сиквел, вернувший Blair Witch лидерство в хорроре found footage (найденная запись), несмотря на большое число последователей, вроде испанского «Репортажа», появившихся за двадцать лет.
13. «Экипаж»
Фото: kinopoisk.ru
На редкость успешный ремейк и самый крутой фильм-катастрофа в российском кино. Дополнительная ценность картины Николая Лебедева — в возрождении традиций «производственной драмы».
14. «Зоология»
Фото: kinopoisk.ru
Фильм Ивана Твердовского — тяжелое, но важное авторское кино. В притче о женщине с хвостом, как ранее в фильме «Класс коррекции» автор подминает тему защиты меньшинств и толерантности. Фильм тепло принят на фестивалях и получил прокат в Европе.
15. «Куда бы еще вторгнуться?»
Фото: kinopoisk.ru
Американец Майкл Мур, как Незнайка в Солнечном городе, весь фильм восторгается социалистическими достижениями Европы. Редкий случай: документальная лента смешнее комедий. Отличный повод задуматься о «левом» и «правом» в современном обществе.
16. «Не дыши»
Фото: kinopoisk.ru
Продюсер Сэм Рэйми и режиссер Федерико Альварес, уже работавшие вместе на ремейке «Зловещие мертвецы. Черная книга», создали один из лучших хорроров за все «десятые» годы. Мрачно одухотворенный фильм идеален в жанровых рамках и приводит в восторг любителей культурологических метафор и аллегорий.
17. «Светская жизнь»
Фото: kinopoisk.ru
Артистический Лос-Анжелес и бандитский Нью-Йорк тридцатых годов, любовная история романтиков Бобби и Вонни, довольно быстро превратившихся в конформистов. Один из самых романтичных фильмов Вуди Аллена за последние годы, самая женственная роль Кристен Стюарт.
18. «Коллектор»
Фото: kinopoisk.ru
Мастерский монофильм. На экране — только герой Константина Хабенского (приз за мужскую роль на Кинотавре»). Эта картина не делает открытий (в 2013 году уже был «Лок» с одиноким Томом Харди в автомобиле), но за оперативное внедрение в России британских технологий режиссер Красовский заслуживает похвал. Так и надо работать.
19. «В центре внимания»
Фото: kinopoisk.ru
Лауреат «Оскара» (лучший фильм, лучший сценарий). Самая интересная «разговорная» драма года. История журналистов «Boston Globe», вскрывших систему секс-преступлений против детей со стороны католической церкви — яркое высказывание о правах человека и свободе слова.
20. «Неоновый демон»
Фото: kinopoisk.ru
Пожалуй, сильнейший за год эксперимент с арт-хаусом. История провинциалки Джесси, идущей к успеху в фэшн-индустрии, превращается в кровавую сюрреалистическую притчу. Режиссер Николас Виндинг Рефн устроил отличную провокацию для зрителей и критиков.