Хотите, не покидая Екатеринбурга, составить представление о столичном «Гараже»? Вам в ГЦСИ Урал!
Архив московского Музея современного искусства «Гараж» представил в Уральском филиале ГЦСИ свою выставку «Открытые системы» — проект, посвященный российскому художественному андеграунду XXI века. Хотели, не покидая Екатеринбурга, составить представление о знаменитом столичном «Гараже»? Разочарую: не выйдет. Зато здесь запросто можно узнать о том, как в течение последних 15 лет в России развивалось и развивается современное самодеятельное искусство.
Вот как всегда с этим современным искусством! Вместо золоченых роскошных рам и томно взирающих из этих рам роскошных дам и удивительных кавалеров — коричневые листочки, наклеенные прямо на серые стены, листовки, отрывки манифестов, обрывки афиш, кипы бумажек, рукописей и фотокарточек. Мониторы, транслирующие фрагменты перфомансов, инсталляций, флэшмобов и прочих актов художественного творчества, которым традиционно не нашлось названий на русском языке. И т.д. и т.п.
Директор Уральского филиала ГЦСИ Алиса Прудникова и куратор архива московского музея „Гараж“ Саша Обухова. Фото: Владимир Жабриков
«Это история свободного художественного движения, — говорит куратор архива московского музея „Гараж“ Саша Обухова, — потребность в независимом и не подцензурном экспериментальном творчестве в России неуклонно растет. Оно развивается на всей территории страны и существует в горизонтальных взаимоотношениях между географическими точками и собственно инициативами. Оно развивается вне официальных институций и вопреки им. Развивается несмотря ни на какие политические, цензурные и экономические обстоятельства. Это абсолютно свободное, независимое искусство, и мы показываем документацию сред его обитания».
Фото: Владимир Жабриков
В экспозиции представлены 56 самодеятельных художественных инициатив из Воронежа, Москвы, Екатеринбурга, Краснодара, Санкт-Петербурга, Нижнего Тагила, Ростова-на-Дону. Это выставки в заводских цехах и подземных переходах, уличные фестивали, квартирные показы — все то, что отражает очевидное стремление молодых художников к автономии, к независимой от кого бы то ни было деятельности.
Фото: Владимир Жабриков
«Эти художники говорят не с широкой публикой, они обращаются к внутреннему сообществу, — уверена Саша Обухова, — а широкой публике остается лишь любоваться на плоды их креативности. Когда художник забывает о заказчике, о той самой так называемой широкой публике, будь то крупный музей или покупатель, когда художник не собирается никому нравиться, а работает исключительно на себя, отказываясь вступать в производственные отношения между потребителем и производителем искусства, только тогда он становится по настоящему свободным, а вокруг него складывается очень мощная, продуктивная творческая среда».
Малоформатная «ЖэБэИ Гэллери» екатеринбургского художника Сергея Рожина. Фото: Владимир Жабриков
Впрочем, любителям роскошных рам и удивительных кавалеров пренебрегать «Открытыми системами» не стоит. Это замечательный повод и способ расширить личную географию, а может быть даже спланировать свой следующий отпуск. Чтобы увидеть какие-то из представленных в экспозиции художественных движений уже не в виде архивных материалов, а собственными глазами. Съездить за современным и независимым искусством в Краснодар, Питер или хотя бы в Нижний Тагил.
Фото: Владимир Жабриков
Архив «Гаража»
Играет ключевую роль в деятельности Музея. Это платформа для международных научно-исследовательских проектов: конференций, выставок, семинаров и публикаций, — центр, аккумулирующий и распространяющий знания о современном российском искусстве. Коллекция включает обширные документальные материалы по истории современного искусства Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.
Архив Музея — крупнейшее в мире собрание, посвященное изучению процессов, происходивших в российском искусстве с середины 1950-х годов до наших дней. Архивная коллекция включает в себя статьи, опубликованные в отечественных и иностранных изданиях с конца 1970-х годов; библиотеку фотографий 1960–2010-х годов с видами выставок, портретами художников и репродукциями их работ; видеодокументацию перфомансов и других культурных событий, происходивших в Москве с 1944 года; собрание текстов художников 1960–1990-х годов, а также неопубликованные критические статьи, биографии художников, пресс-релизы, каталоги и различную информацию о выставках (1985–2015 гг.).