«Мы не аплодировали, а громко топали». Татьяна Арнтгольц и Евгений Цыганов рассказали историю о жизни в темноте и тишине

17 мая 2016, 11:26

В Екатеринбурге состоялся единственный показ спектакля «Прикасаемые». В совместном проекте московского Театра наций и Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» участвуют многие известные актеры. На сцене театры драмы спектакль, идея которого принадлежит Евгению Миронову, а продюсером является Ингеборга Дапкунайте, представили Евгений Цыганов, Татьяна Арнтгольц и слепоглухие артисты. Премьера «Прикасаемых» прошла в рамках Евразийского фестиваля современного искусства. Мы хотим вас познакомить с нашими впечатлениями от генерального прогона спектакля и зрителей — после премьеры.


«Поклон организаторам за возможность „лично прикоснуться“. После спектакля еще долго „разговаривали“ с актерами. Это общение „на кончиках пальцев“ оказалось совсем не сложным: нужно было просто писать буквы на ладони. И мы говорили. Много обнимались. И смеялись много. Удивительные люди. Светлые. Открытые», — поделилась Анна Копенкина.

Фото: Александр Мамаев

«После финальных слов одного из реальных героев спектакля сегодня мы не аплодировали, а громко топали. Гораздо страшнее, когда темнота и пустота не вокруг, а внутри тебя», — отметил Артемий Захаров.

Фото: Александр Мамаев

Ком в горле. Слезы. Ломота в висках. Уходил за кулисы — продышаться, прокашляться. Благо можно было — мы на генеральном прогоне были. Возвращался. Не садился больше, чтобы не скрипеть дурацким белым пластиковым стулом — все время казалось, что любой лишний шум может нарушить происходящее и помешать актерам. Особенно и парадоксально — тем, кто ничего не видит и не слышит. Главным героям — особым слепоглухим соавторам этой истории. Семь человек рассказали нам о своей жизни в темноте. И в тишине.

Фото: Александр Мамаев

«Это так называемый документальный или свидетельский театр, когда в основу спектакля положены реальные истории реальных людей. В нашем случае они рассказаны на дактиле* или написаны на клавиатуре компьютера, — объяснил режиссер спектакля „Прикасаемые“ Руслан Маликов. — Все тексты, которые звучат в спектакле, рассказаны людьми, которые присутствуют на сцене. Использованы отрывки автобиографической повести Ирины Поволоцкой — она член Союза писателей и принимает участие в спектакле. Несколько фрагментов из романа Александра Суворова „Водяная землеройка“ — он уже пожилой человек и в спектакле не участвует. Мы цитируем воспоминания Ольги Ивановны Скороходовой — единственной в своем роде слепоглухой ученой, дефектолога, педагога, литератора. Она родилась в 1912 году и умерла в 1982-ом».

Фото: Александр Мамаев

За Ольгу Скороходову попеременно читают Евгений Цыганов и Татьяна Арнтгольц. «Таких эмоций, которые я получаю каждый раз, приходя к „Прикасаемым“, я не испытываю нигде больше, ни на одном своем спектакле, — говорит Татьяна Арнтгольц. — Может быть, это странно звучит, но я не испытываю здесь ни сожаления, ни жалости, ни грусти. Но бесконечно чувствую радость, тепло, любовь и ощущение, что я попадаю на совершенно другую планету. Бывают дни, когда у меня что-то в жизни не ладится. Но прихожу сюда и все это само собой как-то уходит. И остается только атмосфера удивительного тепла и доброты, которая присутствует здесь всегда».

Фото: Александр Мамаев

Зрители сидят прямо на сцене. На расстоянии вытянутой руки от актеров. А актеры играют как бы в «коридоре», где даже пол принимает участие в действии — его разные покрытия по разному звучат под ногами артистов. И никак не верится, что главные герои совсем ничего не слышат и не видят. Ни музыки, под которую удивительно синхронно двигаются. Ни своих зрячеслышащих партнеров, с которыми играют в мяч, танцуют, обмениваются жестами, объятиями и прикосновениями. Ни собственных историй.

Фото: Александр Мамаев

 «Театр — это такая штука, которая живет на эмоциях, на обмене энергией и прочая. Просто здесь эта энергия особенная. И актеры особенные, — поделился впечатлениями от участия в спектакле Евгений Цыганов. — Таких людей называют людьми с ограниченными возможностями. Но! Когда они выходят на сцену, ты видишь, что они счастливые. Они улыбаются. Смеются. И эти эмоции ни в коем случае не фальшивые. Я случайно попал в этот спектакль — меня позвала актриса Оля Лапшина — сказала, что я здесь нужен, и я ей как-то сразу поверил. И пришел. И я об этом не жалею».

И когда кажется, что сил уже не осталось, со сцены звучат слова Александра Суворова: «Вы на самом деле в своем театре моделируете не слепоглухоту, а глупость философов, полагающих, что без зрения и слуха легче быть мудрым. Но к нашей реальности это никакого отношения не имеет. Зрячеслышащие, будьте собой!». Попробуем?

  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев

*Дактиль — язык жестов, в котором каждой букве алфавита русского языка соответствует определенный жест. В случае со слепоглухими актерами, «говорящий» с ними на дактиле человек как бы пишет буквы на ладони. Отвечают они также.

Самое популярное

Читайте также в разделе Афиша


вверх