Дневник «Кинотавра»: артхаусное кино с холодными русалками в главных ролях
Пятый день фестиваля в Сочи превратился в разговор о проблемах толерантности, представив сложное, но очень важное кино. Изюминкой программы стала эротическая артхаусная мелодрама с прибалтийской звездой Северией Янушаускайте.
Иван И. Твердовский в 2014 году прославился фильмом «Класс коррекции». На «Кинотавре- 2016» он представил очередную работу о невеселой жизни провинции «Зоология», вновь говорящую об отсутствии «социальных коридоров» для «не таких, как все».
Наташе (Наталья Павленкова) — за пятьдесят. Она живет с матерью в приморском городке и занимается унылой работой в зоопарке. Постоянно терпит насмешки коллег и дружит только с сидящими в вольерах животными. И… внезапно для зрителя — у Наташи растет хвост: настоящий, длиной до полуметра. Симпатичного рентгенолога Петю этот факт, похоже, совсем не смущает. Наверно, это первый мужчина в жизни героини, обративший на нее внимание. А по городу в это время ползут слухи о женщине-демоне с хвостом…
«Наше кино — небольшое и искренне высказывание, личное для каждого из нас. Потаенная часть нашей души есть в этой картине», — заявила продюсер Наталья Мокрицкая. Также она поблагодарила российский минкульт, вложившийся в «столь сложный материал». При этом «Зоологию» можно считать ко-продукцией — фильм снят при участии Франции и Германии. Интерес европейцев понятен. Столь талантливо и страстно о проблеме толерантности, как Твердовский, в России сегодня мало кто говорит.
Режиссер, представляя картину, был краток, заявив, что счастлив видеть полный зал. «В зале сидит человек, чьи песни звучат в этом фильме, — добавил он. — Это прекрасная и обожаемая Алена Свиридова». Зрители приветствовали певицу аплодисментами. Ее композиции появляются в саундтреке, гармонизируя нервные порывы героини к признанию собственной «инаковости», к новой смелой жизни, возможно, даже к любви. В этом фильме, в отличие от «Класса коррекции» не так много расслабляющего смеха, а сатира местами на уровне «чернухи». Твердовский предлагает зрителю непростую эмоциональную работу. Участники фестиваля с работой справились, наградив фильм бурными аплодисментами. Справится ли зритель, покажет время. Но попытаться стоит.
После истории женщины с хвостом участники «Кинотавра» увидели еще более мистический российско-эстонский фильм «Рыба-мечта» про влюбленную прибалтийскую русалку — от режиссера Антона Бильжо.
Роман (Владимир Мишуков) — потомственный корректор, питерский интеллигент. Он приезжает в эстонский городок Нарва-Йыэсуу, чтобы без суеты под шелест прибоя откорректировать энциклопедию «Рыбы Балтийского моря» нобелевского лауреата Полянского. Об этой работе Роман долго мечтал и готов отнестись к ней со всей страстью. Но неожиданно купание в море приводит его к встрече с обнаженной красавицей Хеленой (Северию Янушаускайте) — не описанным в энциклопедиях жителем балтийских глубин. «Ты или пишешь, или трахаешься», — произносит корректор, в жизнь которого вошла то ли женщина мечты, то ли рыба, эту мечту отнимающая…
Для завершения фильма пришлось привлекать деньги на аренду бассейна. Фото: planeta.ru
«Работа над фильмом — как в пословице «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», — смеялись на презентации. «Рыбу-мечту» начали снимать в зоне евро перед кризисом, после обвала рубля деньги кончились. На помощь пришли прибалтийские коллеги, краудфандинг и личные деньги отца режиссера — карикатуриста Андрея Бильжо, который сыграл эпизодическую роль гинеколога, знающего, как рожают балтийские русалки.
В «Рыбе-мечте» использовалось сложное оборудование для подводных съемок. Фото: planeta.ru
Когда режиссер представил Северию Янушаускайте, в зале закричали: «Звезда!» Наверно, это был не просто комплимент, но и напоминание о великолепном фильме «Звезда» Анны Меликян, за который литовская актриса в 2014 году получила приз «Кинотавра».
Антон Бильжо похвалил Северию не только за отличную игру, но и за физическую выдержку: «Мы делали суровый балтийский фильм, и много времени проводили в очень холодной воде, не такой как здесь, в Сочи. Больше всех пришлось плавать Северии».
Северия Янушаускайте — новая прибалтийская звезда российского кинематографа. Фото: kinopoisk.ru
Владимир Мишуков добавил пафоса: «У меня полная аналогия этого зала с Колизеем. Наши чувства сходны с чувствами гладиаторов, выходящих на арену». Актер рефлексировал не зря. Несмотря на аплодисменты и пару криков «Браво!», участники кинофорума приняли фильм не очень ровно. Это неудивительно. Работы, которые не удерживаются на уровне комфортного для масового зрителя арт-мейнстрима и отчасти переходят грань арт-хауса, не всегда получают только похвалы. Но «Кинотавр» во многом — конкурс авторского кино, поэтому такие фильмы все-таки чувствуют себя здесь как рыба в воде. Даже, если вода прохладная.