«Свобода по умолчанию» Игоря Сахновского. Авантюрный любовный роман: версия 2030

14 июня 2016, 05:12

Вообразите себе не столь отдаленное будущее. Лет через пятнадцать. При условии, что все идет как идет. Или хуже. Все не просто плохо, а очень плохо. Wi-Fi запрещен. Списки подвергнутых санкциям продуктов, фильмов, книг, сегментов интернета, «консервов, чулок, штанов с начесом, таблеток или коньяков» бесконечны. Взятки практически легализованы и именуются «добровольным содействием в реализации властных функций» или «народным деловым ресурсом». На улицах свирепствуют колонны православных байкеров и нравственные патрули в папахах и с надувными хоругвями. Целоваться в общественных местах без свидетельства о браке запрещено. Действующая национальная идея состоит в том, что через полгода наступит конец света.


На этом прелестном фоне существует заглавный герой романа, «чиновник средней весовой категории», по фамилии Турбанов. Имени его, кстати сказать, мы так и не узнаем. Равно как и фамилии его возлюбленной, которую зовут Агата.

Этот самый Турбанов, природный интеллигент и либерал, по дьявольскому авторскому замыслу, как раз и служит в Министерстве контроля за соблюдением национальных стандартов. В том самом, что отвечает за все, что можно и что нельзя.

И ведает наш герой литературой: ему приходится ставить одобрительные штампики на такие шедевры как «Либеральная тля» или, не к ночи будь помянуто, «Черная сперма либерализма».

В имени их автора, лауреата и орденоносца, Макара Лепнинова, отдельные современные литературные критики усмотрели намек на писателя Захара Прилепина, от чего, кстати, Сахновский решительно открещивается. «Если бы я захотел, чтобы у меня в романе был Прилепин, я так бы и написал», — говорит Игорь Фэдович. И продолжает: «Вот нужен мне был тут Борис Абрамович Березовский, так он у меня и выступает под собственным именем и говорит примерно так, как разговаривал при жизни». 

Игорь Сахновский: «Я всегда пишу о частной жизни частных людей, меня интересует это и только это. На мой взгляд, это чистой воды авантюрный роман»

Точно так же автор «Свободы по умолчанию» категорически возражает против ярлыков антиутопии или политического памфлета, которые незамедлительно присвоили роману другие современные литературные критики. По его словам, «перенос на тринадцать-пятнадцать лет вперед — ерунда при нынешних скоростях». 

События в романе развиваются довольно стремительно. Турбанов расстается с женой, влюбляется в бывшую киноактрису Агату, теряет работу и становится соучастником убийства чиновника высшей инстанции Кондеева (никого не напоминает?). На которого он очень похож внешне и в чьих руках сосредоточены денежные потоки власти. Теперь им с Агатой только и остается, что воспользоваться сходством Турбанова с покойным со всеми вытекающими отсюда последствиями.

На презентации книги в Арт-гостиной библиотеки Белинского были попытки упрекнуть героев книги в эдакой нечистоплотности.

Вот, мол, какие нехорошие, убили человека, присвоили чужие деньги и все такое. А еще интеллигенты… На что автор резонно ответил, что не встречал абсолютно хороших или плохих людей.

Мы тут с ним совершенно согласны. Все это те же самые ярлыки, которыми нас пичкали на уроках литературы в средней школе.

Что касается сюжетных линий романа, их, очевидно, не одна, а целых три. Первая, авантюрная, где Турбанову с Агатой, «маленьким частным людям», приходится иметь дело со звериным оскалом государства, выводить из страны миллион долларов, скрываться, стрелять, пришивать на трусы потайные кармашки для сим-карт и не звонить с одного телефона больше одного раза. Вторая, любовная, где Сахновский как всегда чувствует себя в своей стихии, тонко, точно и нежно описывая минуты физической близости и состояния души людей, любящих друг друга до состояния «такого обожания, когда хочешь съесть предмет обожания». И, наконец, третья, метафизическая, по собственному утверждению автора. Это фантасмагорические рассказы Агаты о том, что случалось (или не случалось) с ней в детстве. Которые добавляют безумия в и без того не слишком заурядную атмосферу романа.

Разумеется, никакого подтекста в действиях протагонистов «Свободы по умолчанию» усматривать не стоит. Они вовсе не герои ни нашего, ни своего времени.

За ними не стоит никакой идеологии, лишь мелкотравчатые убеждения и нравственные правила, которые они, впрочем, с легкостью нарушают, не терзаясь угрызениями совести.

И поэтому возникает желание уточнить. Свобода по умолчанию от чего? От внимательного заполнения анкеты «Контроль за истинностью веры и православного благочестия», где Турбанов ставит галочки не глядя? Или от убийства, кражи и мошенничества? Или от всего остального, кроме настоящей и единственной любви? Вопрос остается открытым. Тут читатель волен решать сам.

Финальная сцена романа весьма напоминает события Евромайдана со снайперами на крышах и попытку штурма здания Верховной Рады. С той лишь разницей, что в книге все обошлось без крови, увенчалось успехом, и народ требовал не отставки правительства, а забрать конец света и вернуть Новый год. Ну и для героев все, вероятно, закончится хорошо.

Презентация книги Игоря Сахновского «Свобода по умолчанию» состоится 17 июня в 19.30 в книжном магазине «Пиотровский» (Ельцин Центр)

 

А тем, кто не видит выхода, Игорь Сахновский говорит вот что: «Надеяться только и можно, что на маленького частного человека и его верность собственным убеждениям и правилам». Другое дело, что у Турбанова и Агаты «Свободы по умолчанию» и с тем, и с другим серьезные проблемы.

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Афиша


вверх