Уроки «Кинотавра». Российское кино отказывается от чернухи и идет в мейнстрим

17 июня 2016, 05:29

«Моменты» знают, что российские киношники делали этим летом. Мы внимательно наблюдали за ходом 27 фестиваля «Кинотавр», смотрели фильмы, аплодировали, ворчали, слушали разные мнения и сегодня готовы дать свои оценки тому, что произошло в Сочи.


Главные награды между фильмами-фаворитами жюри разделило справедливо. «Ученик» действительно состоялся благодаря Кириллу Серебренникову (лучший режиссер), а социальная комедия «Хороший мальчик» признана лучшим фильмом, как коллективная работа, соответствующая сегодняшнему российскому тренду — поиску массового зрителя даже для авторских картин. В части гран-при революции в Сочи не произошло, в 2015 году жюри поступило так же, сделав лучшей романтическую комедию Анны Меликян «Про любовь», имевшую в итоге неплохой прокат.

Кириллу Серебренников — лучший режиссер по мнению жюри «Кинотавра». И не только. Фото: kinopoisk.ru

О развороте к зрителю в Сочи говорили часто. «На фестивале стало мало арта, — заявил президент „Кинотавра“ Александр Роднянский. — Нас долго обвиняли в чернушном артхаусе, сейчас идет позитивный мейнстрим. Таковы тенденции развитию кино». Эти слова во многом относятся к «Ученику». Серебренников сделал авторский мейнстрим, не позитивный, но точно не чернушный. При всей жесткой социальности кассовой потенциал «Ученика» раз в десятки раз выше, чем у фильмов Василия Сигарева «Жить» и «Волчок» или беспросветно черной драмы Лозницы «Счастье мое», ранее получавших призы «Кинотавра».

Прокатное будущее «Ученика» гораздо радужнее, чем у фильмов Василия Сигарева. Фото: Александр Мамаев

С выбором лучшей актрисы «Кинотавра» все в порядке. Наталья Павленкова в «Зоологии» проделала сложную и смелую работу, болезненные трансформации ее женщины с хвостом отчасти шокируют зрителя, но точно бьют в цель. Конкурентки были сильные (биологичка Виктории Исаковой из «Ученика», балтийская русалка Северии Янушаускайте из «Рыба-мечта», девушка-экстрасенс Елены Морозовой из «Разбуди меня»), но Павленкова заслуженно победила. 

Интересна дальнейшая судьба провокационных «Зоологии» и «Ученика». Фильмы нашли прокатчиков, но могут найти и противников. Депутат Госдумы Иосиф Кобзон уже заявил «Моментам», что драма Серебренникова — «вредная».

Иосиф Кобзон остался недоволен «вредным» фильмом Серебренникова. Фото: Владимир Андреев

«Мне очень не понравился фильм, я даже ушел, не дождавшись окончания, потому что он показывает межнациональную рознь в школе. Тяжелый, абсолютно неправильный и очень вредный фильм. Я не ханжа, пускай показывают голых, секс, но мы и так накалены в обществе, постоянно проходят конфликты межнациональные, поэтому еще добавлять… это неправильно», — считает Кобзон, недовольный и тем, как в картине показан конфликт вокруг православия. Остается надеяться, что претензии к «Ученику» и «Зоологии» (их точно будет много) останутся в рамках дискуссии и не приведут к попыткам как-либо помешать прокату.

Лучший актер «Кинотавра 2016», исполнитель роли коллектора Константин Хабенский. Фото: Вадим Ахметов

Константина Хабенского признали лучшим за триллер «Коллектор». С этим поспорим. Режиссер Алексей Красовкий подарил актеру козырь: все восемьдесят минут фильма Хабенский на экране один. Наблюдать за ним не скучно, но вряд ли такого трюка достаточно. На победу мог претендовать Кирилл Полухин («Иван»), да и у Хабенского был сильный браз в «Хорошем мальчике» — неврастиничный отец, помешанный на научно-популярных теориях и ЗОЖ. Но сильнейшим актером хочется назвать Сергея Безрукова — за танцора балета в фильме «После тебя» Анны Матисон.

Безруков создал образ настоящего гения. Легко сказать «гений», когда кино биографическое и статус исторической фигуры дан изначально. Другой вопрос — сделать гения с нуля, наделить его биографией, уникальным характером, пластикой, манерой говорить…

Сергей Безруков незаслуженно лишили приза за лучшую мужскую роль. Фото: Александр Ельчищев

Перевоплощение Безрукова настолько сильно, что фамилию актера сразу забываешь. На экране великий танцор Алексей Темников, настолько реальный, что трудно смириться с мыслью, что его не существовало. Фильм «После тебя» на «Кинотавре» вообще не отметили. Возможно, эта картина оказалась слишком мэйнстримной для сочинского фестиваля, и ее место там, где награждают «большое кино», например, на премии «Ника». 

Комментировать диплом гильдии критиков и награду за лучший дебют неигрового фильма «Чужая работа» фильма Дениса Шабаева не хочется. Присутствие сразу двух документалок в конкурсе «Кинотавра» кажется неоправданным и ослабляющим концепцию кинофорума.

Немного обидно, что сценарист Михаил Местецкий, во многом определивший успех «Хорошего мальчика», остался в тени. Но и у Константина Челидзе («Огни большой деревни») приз за лучший сценарий отбирать не хочется. Он написал действительно смешную, да еще и синефильскую комедию. Веселому фильму «Человек из будущего» никаких призов не дали, но при определенном маркетинге эта картина, заряженная наивной «советской» романтикой, порадует многих зрителей.

Недавно в рецензии на «Экипаж» мы подчеркнули, что одна из главных задач российского кино — ликвидация дефицита фильмов о профессионалах. «Кинотавр» показал, что работа уже идет. В конкурсе участвовали сразу две полноценные производственные драмы со сложными, но положительными персонажами — «Коллектор» и «Врач» Юрия Куценко. Это факт настолько вдохновил участников фестиваля, что они принялись выискивать «производственные» качества и в других работах, подчеркивая, что кино о профессиях — это часть общего движения к мейнстриму и успеху в прокате.

На «Кинотавре» показали 14 игровых фильмов. Почти все они хороши и достойны внимания. Но «Моменты» все-таки решили выделить пятерку лучших.

 

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Афиша


вверх