«Как крупинки зла становятся катастрофой?»: в оперном готовятся к премьере «Пассажирки»

24 августа 2016, 11:00

За кулисами рабочие красят картонные «кирпичные» стены, которые после монтажа станут декорацией новой постановки Екатеринбургского оперного театра — оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка». Из них построят печи концентрационного лагеря Освенцим. На сцене — декорации океанского круизного лайнера, идущего из Германии в Бразилию. Режиссер и сценограф спектакля Тадеуш Штрасбергер рассказывает артистам балета, занятым в постановке, историю бывшей надзирательницы Освенцима Лизы, повстречавшей на корабле свою давнюю знакомую, узницу концлагеря, польку Марту.


Это будет первой театральной постановкой «Пассажирки» в России. Этим спектаклем Екатеринбургский театр оперы и балета откроет 15 сентября новый театральный сезон. «Моменты» побывали на первой открытой репетиции «Пассажирки».

«Для меня это петь очень трудно, — призналась исполнительница партии Лизы солистка Надежда Бабинцева. — «Потому что любой фашист — это враг. Я родилась в Советском Союзе и меня так воспитали. Но так как в театре я человек опытный, я ее для себя оправдываю. Хотя работать с этим материалом тяжело».  

Печи концлагеря сменят на сцене интерьер кают. Фото: Владимир Жабриков

Режиссер Тадеуш Штрасбергер во время подготовки спектакля к постановке съездил в Польшу и побывал в Государственном музее Аушвиц-Биркенау, открытом в бывшем концлагере Освенцим.  

«Конечно, в школе я учил историю и проходил Холокост, читал, видел фотографии и мне казалось, что я много об этом знаю, — поделился режиссер. — Но, когда я посетил концлагерь, все изменилось. Пока не увидишь все своими глазами, невозможно составить полную картину происходившего там ужаса. А ведь Освенцим — целая фабрика по уничтожению людей, где погибли сотни тысяч узников. Огромные пространства могут сравниться с целым городом. Масштабы поражают. Для меня как для сценографа было очень полезным, потому что я привез оттуда массу фотографий и деталей, которые мы воплотим на сцене».

Тадеуш Штрасбергер во время подготовки спектакля побывал в Освенциме. Фото: Владимир Жабриков

Действие оперы происходит на корабле, идущем через Атлантику в Бразилию. Лиза плывет в Южную Америку с мужем-дипломатом. Он безумно влюблен в супругу и знать-не знает, что во время Второй мировой его жена была надзирательницей в концлагере. У них второй медовый месяц. И новая счастливая жизнь впереди. Но вдруг Лиза встречает на палубе женщину, как две капли воды похожую на Марту — польку, которую 15 лет назад она отправила в печь. В ту часть лагеря, откуда никто не возвращался живым. А Марта вернулась.

Так будет выглядеть сцена во время страшного рассказа о происхождении зла. Фото: Владимир Жабриков

«Первый вопрос: а кто же в этой опере пассажирка? Марта или Лиза? Ведь путешествие Лизы — это путешествие по ее собственной совести и ужасному прошлому, — добавил Тадеуш Штрасбергер. — Как из обычного человека она превратилась в надзирательницу, ответственную за гибель тысяч людей? Легко сказать, что эти люди были монстрами, занимались ужасными вещами, но вопрос в том, как именно они стали этими чудовищами? Мы и пытаемся разобраться в происхождении зла. Как его крупинки, множась многократно, становятся катастрофой? Это спектакль об ответственности перед миром каждого из нас. Важно, чтобы люди задумались об этом, чтобы трагедия никогда не повторилась».

Накануне премьеры, 13 сентября, откроется кинофестиваль «Музыка Вайнберга в кино», организованный оперным совместно со Свердловской организацией Союза кинематографистов России при поддержке Института Адама Мицкевича в Варшаве. 14 сентября в концертном зале Уральской консерватории пройдет концерт камерной музыки Вайнберга. Ожидается, что на премьеру оперы в Екатеринбург приедет писательница Зофья Посмыш, бывшая узница Освенцима, автор радиопьесы «Пассажирка из каюты 45», ставшей основой либретто оперы Моисея Вайнберга. На февраль 2017 года запланирован показ «Пассажирки» на сцене Большого театра в Москве.  

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Афиша


вверх