«Молчание» Мартина Скорсезе. Как буддисты боролись с европейскими ценностями, а Бог обдумывал идею толерантности

28 января 2017, 09:34

Почти через тридцать лет после «Последнего искушения Христа» Мартин Скорсезе вернулся к теме религии и вновь выбрал историю, конфликтующую с христианской догматикой. Только на этот раз его работа вряд ли вызовет протесты церкви. Фильм, в котором протагонист топчет ногой изображение Иисуса, имеет реальный исторический бэкграунд и общепризнанный литературный первоисточник.


Некоторое время в Японии смотрели сквозь пальцы на гостей из Европы, привозящих кресты и молитвы, но в первой половине XVII века, когда христиан в стране стало около трехсот тысяч, начались гонения. Священников казнили и истязали (в этом японцы мастера), заставляя отречься от христианства. Одним из последних отступников, сломавшимся после «пытки ямой», стал миссионер Феррейра (Лиам Нисом).

Судьбой своего духовного учителя озабочены два молодых португальских иезуита отец Родригес (Эндрю Гарфилд) и отец Гаррпе (Адам Драйвер, смешной внук Дарта Вейдера из седьмых «Звездных войн»). Они не верят, что герой Нисана сбился с пути истинного, и отправляются в Японию, чтобы найти его и продолжить миссионерство, несмотря на смертельный риск.

Иезуиты представляли собой наиболее воинственных пропагандистов католичества. «Мы несем вам истину» и точка. Чем более религиозно акцентуированы герои, тем больший удар по их установкам нанесет Япония, в которой государственной религией было учение Будды, мирно уживавшееся с синто (синтоизм). Главного героя — Отца Родригеса ждет крайне болезненный духовный опыт — путь к пониманию своего Бога через отречение от него.

«Молчание» — вторая экранизация книги Сюсаку Эндо. Фото: kinopoisk.ru

«Молчание» — вторая экранизация книги Сюсаку Эндо. Интерес к японской литературе был силен еще в СССР, творчество Эндо неплохо знакомо россиянам. «Молчание» впервые было переведено на русский в 1989 году и с тех пор выдержало несколько переизданий.

Постановочно Скорсезе ничего не изобретает, просто качественно переносит события и диалоги (фильм с титрами) из книги на экран, отбрасывая второстепенные детали. Книга простая, экранизация могла уложиться в полтора часа. Автор из принципа растягивает действие на 160 минут, чтобы не показалось, что Родригес слишком мало страдал, не видя божественной логики в творящихся вокруг него страданиях и не слыша подсказок свыше.

При всей колоритности сцен пыток (христиан поливают кипятком из гейзера, распинают на крестах в волнах прилива, топят и сжигают заживо) фильм лишен постановочного размаха «Авиатора» или «Банд Нью-Йорка». Фильм интересно играет со звуком, усиливая ощущение давящей тишины, актеры молодцы, правда, сам Эндрю Гарфилд порой выглядит растерянным, как хипстер, попавший в цеха Уралвагонзавода.

Ближе к финалу зрители услышат закадровый божественный голос, говорящий с Родригесом. Фото: kinopoisk.ru

Картина спокойная, во многом консервативная, порой кажется, что все это снято в прошлом веке, что можно считать как минусом, так и плюсом. По большей части это классная разговорная драма. Лучшей «говорильней», снятой в 2016 году, принято считать «Ограды», номинированные на «Оскар», но фильм Скорсезе способен это оспорить.

Великолепно выстроены словесные дуэли протагониста с правителем и по совместительству главным японским инквизитором Иноуэ (Иссэй Огата, император из сокуровского «Солнца»), с эрудированным переводчиком, доказывающим превосходство буддизма, как религии, «свободной от иллюзий», с отступником Феррейрой. «Ты думаешь, что ты Иисус? Что ты сделаешь для них? — спрашивает герой Лиама Нисома, показывая на истязаемых христиан. — Помолишься? Я пробовал. Не помогает». Несмотря на теологические рамки жесткого «холивара», с точки зрения атеиста эти споры тоже весьма занятны.

Гвоздь программы — разговор с Богом (при желании можно списать его на игру сознания героя). Слоган фильма Sometimes silence is the deadliest sound можно перевести примерно так: «Иисус, ты убиваешь меня своим молчанием». Ближе к финалу мы все-таки услышим закадровый божественный голос, говорящий с Родригесом. Он прозвучит не совсем по-книжному и с большим набором смыслов. Из короткого диалога можно понять, что даже Бог, два с половиной часа наблюдавший за страданиями верного рыцаря, пережил некий катарсис, получил уникальный духовный опыт и готов изменить собственные установки в сторону демократичности.

По мнению Николая Курилова, «Молчание» входит в тройку лучших работ Скорсезе. Фото: kinopoisk.ru

Сталкивая сторонников всемогущего карающего Творца с менее догматичной Буддхадхармой, пусть и защищаемой с помощью репрессий, Скорсезе показывает нам предпосылки для последовавшей позже гуманизации христианства. И даже, если угодно, для возникновения современного понятия толерантности.

Было бы странным полагать, что классик просто снимет фильм по хорошей книжке и не пойдет дальше. Он вынашивал замысел десятки лет, и сейчас уже звучат реплики о «лучшем фильме Скорсезе». Пока фильм показывают в нескольких маленьких и почти пустых залах. Он явно «не для всех», в то же время в творчестве мастера немало классных работ от «Таксиста» до «Волка с Уолл-стрит». Если сказать, что «Молчание» входит в тройку лучших работ Скорсезе, получится более корректно.  

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Афиша


вверх