«Здесь стучит пульс комедии». Кто делает и смотрит стендап в Екатеринбурге

26 октября 2016, 13:04

— Короче, мне 26 лет, у меня есть жена, и родители давят на нас: «Ну че, когда будут дети?». А мы не заводим, и тогда они спрашивают: «И какие тогда у вас планы на жизнь?».

Тишина. На маленькой освещенной сцене стоит молодой человек с микрофоном в руке. Он с надеждой смотрит в зал. Зрители смотрят на него и ждут панчлайн (окончание шутки, которое делает ее смешной. — Прим. авт.).

— А мы живем на Вторчермете. Наши планы на жизнь — добежать до подъезда, пока не стемнело. Наши планы на жизнь — продержаться там до рассвета.

Девушка за столиком посмеивается, мужчина рядом с ней кивает, остальные продолжают разглядывать парня на сцене. Так екатеринбургские зрители реагируют на местный стендап.

На открытый микрофон — всей семьей. Фото: Артем Крашенинников

В классическом понимании стендап — это смешной монолог одного человека перед сидящей в баре публикой. Люди пьют, курят, а если комик настроен на общение с залом, то и дискутируют с выступающим. В таком формате стендап в США существует уже больше полувека. В России — всего пару лет. Вместо стендапа у нас были (и есть) миниатюры в КВН и «Камеди клаб», выступления сатириков, которые по бумажке читают заготовленный текст.

Первые оригинальные стендап-вечеринки в Екатеринбурге прошли в конце 2011 года. Тогда на ТВ еще не появилась программа Stand Up, после которой этот жанр стал популярен в России. Спустя пять лет в Екатеринбурге дважды в неделю проходят открытые микрофоны (вечеринки, на которых может выступить любой желающий), созданы курсы стендапа, записаны часовые подкасты, ребята ездят по городам с гастролями, а про местную камеди-тусовку снят документальный фильм. «Моменты» решили выяснить, что собой представляет стендап в Екатеринбурге, и почему нужно на него ходить.

КТО ДЕЛАЕТ

Сейчас стендап-вечеринки в Екатеринбурге организовывает проект «Stand Up ЖИВ». Его создала молодая команда из креативного агентства «Клевер» в 2012 году. В студенчестве ребята вместе играли в КВН, занимались организацией мероприятий в УрФУ, а за стенами вуза начали развивать стендап и делать постоянные вечеринки. Генеральный продюсер проекта — Евгений Кожевин (Лангепас), участник программ «Comedy Баттл», «Убойная лига» и «Смех без правил». 

Николай Тисенко: «Комик — он такой врач для общества, он может смотреть на вещи под другим углом». Фото: Артем Крашенинников

«Мы начали первые вечеринки, когда на телеке еще не было такого формата, и люди вообще не знали, что это такое. У них не было примера, понимания, потому что западных комиков, разумеется, никто не смотрел. Были лишь единицы, которые видели Эдди Мерфи и все. В остальном люди ждали миниатюры и «Камеди клаб» — это единственное, что было на телевидении», — рассказывает креативный продюсер проекта «Stand Up ЖИВ» Николай Тисенко.

Пожалуй, самая большая сложность в организации вечеринок — договориться с площадками. Заведений, который хотят провести у себя стендап-вечеринки, очень много, представители баров, ресторанов сами пишут организаторам из «Stand Up ЖИВ» с предложением провести на их площадке мероприятие, но при этом плохо понимают формат.

»Для всех площадок стендап — это позвать комиков, которые бесплатно будут что-то говорить и все. Из-за такого отношения и качество юмора не всегда хорошее. Если ты относишься к артисту не как к артисту, а как к фоновой музыке, то он будет выдавать такое же качество. У нас есть портал Standup-ural.ru, где периодически выкладывают самые «гениальные» предложения из заведений, что-то из серии: «Давайте мы сделаем вход 350 рублей, а комики будут платить за возможность выступить». Те, кто ни разу не был на наших вечеринках, говорят: «Выступайте у нас, но мы вам даже воды не поставим», — объясняет Николай.

ГДЕ И КОГДА СМОТРЕТЬ

Но с кем-то договориться все-таки получается. Например, с баром «Попса» (Розы Люксембург, 23) и рестораном «Мама Asia» (Мира, 23). В «Попсе» по четвергам, в «Мама Asia» по воскресеньям проходят открытые микрофоны. В «Попсу» вход бесплатный, в «Мама Asia» нужно заплатить сто рублей.

По традиции в стендапе очень мало женщин, но исключения есть всегда. Фото: Артем Крашенинников

На открытых микрофонах комики только «обкатывают» новый материал — иногда они забывают текст, сильно смущаются, шутят в «молоко», поэтому потенциальные зрители относятся к таким вечеринкам пренебрежительно.

«Мало кого интересуют бесплатные открытые микрофоны, на которые может прийти любой и рассказать бородатый анекдот или скучную историю «Как мы с Зиной напились в караоке». Но в таких вечеринках есть свой шарм, зачастую там бывает очень смешно. Именно там можно услышать самые актуальные шутки лучших комиков, увидеть первые шаги будущих звезд. Там стучит пульс комедии», — говорит автор документального фильма «Стендап в Екатеринбурге», администратор паблика «Посткомедия» и один из участников открытых микрофонов Кирилл Порозов.

На открытом микрофоне несколько лет назад впервые выступил Нурлан Сабуров, ныне резидент шоу Stand Up на ТНТ. Говорят, он не верил в себя, безумно нервничал, но все-таки вышел на сцену.  

КТО И ЗАЧЕМ ВЫСТУПАЕТ

На открытых микрофонах выступают около восьми комиков. В «обычной» жизни это студенты, работники банков, программисты… Но чтобы успешно заниматься стендап-комедией, комикам нужно уделять ей все свое время.

«Чтобы чего-то добиться в стендап-комедии, нужно постоянно писать, перестраивать свой мозг. А для этого нужно, чтобы это хоть какие-то дивиденды приносило», —  считает Николай Тисенко.

Видео выступлений потом выкладывают в интернет, чтобы учиться на своих и чужих ошибках. Фото: Артем Крашенинников

Но даже при том, что комикам нужно зарабатывать на жизнь, они успевают готовить монологи, которые потом тепло принимают не только в Екатеринбурге, но и в других городах. Например, Виктор Копаница и Александр Мокин, оба участники «Comedy Баттла», сразу после открытого микрофона поехали в Ижевск — выступили перед тремя сотнями зрителей.

Александра Мокина прекрасно знают и екатеринбургские зрители: он один из ведущих открытого микрофона. Основная фишка комика — импровизация, работа с залом. На одном из последних выступлений он поставил рекорд — 25 минут импровизации. 

У Виктора Копаницы одно из запоминающихся выступлений называется «Дрессировщик волков» — это монолог человека, который устал от того, что все комики рассказывают не о себе, а постоянно что-то выдумывают, и только он, «дрессировщик волков», может рассказать о своей сложной работе. Это очень эмоциональное выступление зрители неизменно встречают овациями. В других монологах Копаницы есть шутки, которые основаны на реальной жизни: «Мне 26 лет, я отслужил в армии, я женат, а вчера я двигал собачку на молнии вверх-вниз и представлял, будто я — DJ». 

Некоторые шутки на открытых микрофонах зрители встречают тишиной, несколько секунд обдумывая смысл, и только потом начинают смеяться. Такая реакция следует после шуток молодого комика Анарбека Аскарова: «Не понимаю людей, которые оскорбляют Ислам. Ведь мы все созданы с помощью большого взрыва» или «Поссорился как-то с батей. Он мне говорит: «Сынок, мне кажется, что ты обрусел». Я ему отвечаю: «Когда кажется, креститься надо».

 КТО СМОТРИТ

По возрасту зрители — сверстники выступающих. Им до 35, они хорошо одеты, но прежде, чем посмеяться, они смотрят по сторонам — не дай бог засмеяться одному в тишине. Ведущие в начале вечера спрашивают у зала, кто пришел на стендап в первый раз. Всегда находятся «новички», которые просто шли в бар, но попали на вечеринку. Им объясняют правила: если шутка понравилась, нужно не только смеяться, но и хлопать — комикам будет приятно. Люди аплодируют охотнее, чем смеются.

Плотная рассадка всегда радует стендаперов. Фото: Артем Крашенинников

Для зрителей можно было бы ввести еще одно правило: смотреть местный стендап без предубеждения.  

«Первый открытый микрофон был полным разочарованием. Ребята до сих пор шутят про бывших, жир, геев и то, какие бабы тупые. Это мне не подходит — такое ощущение, что они застряли где-то в начале нулевых, — вспоминает Анна Литовских, одна из зрительниц. — После мы с подругой сходили еще на пять-шесть разных открытых микрофонов, и я немного успокоилась — оказалось, что есть и нормальные ребята, с по-настоящему смешными шутками, которые никого не унижают, с попытками делать экспериментальную, неожиданную и интеллектуальную комедию. Это порадовало и дало надежду на то, что если я захочу выступить, то и мои шуточки тут примут и будут хохотать и одобрять. Но я до сих пор так ничего и не написала».

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ВЫСТУПАТЬ

Специально для наших читателей, которые захотели сорвать аплодисменты зала или давно мечтали о том, что их истории из жизни будут слушать не только родственники, креативный продюсер проекта «Stand Up ЖИВ» Николай Тисенко дал несколько советов.

«У меня есть огромное количество людей, которые писали год, два года, просили скинуть книжки, спрашивали, как писать стендап и когда открытый микрофон. Но они так никогда и не появились. Если вы хотите выступить, самое главное — это выступить. У нас есть открытые микрофоны, у нас есть почта Openmicliv@mail.ru, на которую надо отправить заявку и выслать текст выступления. И, соответственно, прийти и выступить. Все. Я всегда в постах это пишу: «Если хочешь начать выступать, первый твой шаг — написать текст и выступить на открытом микрофоне».

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Город


вверх