Игорь Мишин: «В случае с „Четвертым каналом“ слово „бизнес“ было неуместно»

История создания первого негосударственного телевидения на Урале
30 апреля 2016, 15:20

25 лет назад в Екатеринбурге появился «Четвертый канал». Главное городское телевидение, флагман регионального ТВ в России. Кузница кадров и фабрика телезвезд — Иннокентий Шеремет, Анна Титова, Анна Афонина, Алексей Ванченко, Мария Винарская, Алена Вугельман, Евгений Енин. Их мнения формировали наши оценки несколько десятилетий. И это лишь часть имен. «Моменты» попросили рассказать создателя «Четвертого канала», ныне руководителя ТНТ Игоря Мишина, кто и как создавал историю телевидения в Екатеринбурге.


Игорь Мишин: «В случае с „Четвертым каналом“ слово „бизнес“ было неуместно»

«Началось все с кабельной студии «Альянс», которую создал Валерий Ефименко, молодой предприниматель, опередивший своими желаниями, мыслями и делами время. Но, к сожалению, очень рано погибший. На рубеже 1989/90 годов в Свердловске было уже шесть-семь кабельных студий в спальных районах. И в какой-то момент стало понятно, что иметь несколько редакций, возить кассеты по всем районам уже невозможно. Так родилась простая идея: объединить все «эфирным зонтиком», чтобы студии получали единый сигнал.

Нас поддержала Свердловская государственная телерадиокомпания. По каким мотивам, трудно понять. Наверное, всем тогда надо было быть прогрессивными, перестроечными, осваивать новую жизнь. И для [директора СГТРК] Владимира Порфирьевича Костоусова независимое телевидение было новой вехой. Незаменимую роль сыграл и ныне покойный Александр Михайлович Пшеницын, начальник Свердловского РТПЦ. Тогда ведь не было ни лицензий, ни системы выделения частот для негосударственного телевидения: он просто рассчитал частоту, поставил передатчик... И из центральной аппаратной СГТРК в конце апреля 1991 года мы вышли в эфир — показали какой-то фильм с Челентано и мультик.

Игорь Мишин: «Мы были зоной экспериментов, центром многих важных и интересных событий»
Фото: Александр Уткин

Никто сейчас не помнит точную дату рождения — 30 апреля (мой день рождения) я назначил, чтобы не мучиться, и одновременно отмечать два праздника: свой и день рождения «Четвертого канала». Такое совпадение сначала дико радовало. В начале 90-ых еще не было больших майских выходных, на которые принято уезжать, никто не отдыхал на Мальлдивах по десять дней. А когда появилось желание и необходимость отмечать свой день рождения где-нибудь, кроме родного города, то это совпадение уже мешало.

Первая редакция располагалась сначала на крыше школы № 47 в Пионерском поселке, потом в подвале общежития УрГУ. Мы показывали пиратское кино, проводили прямые эфиры с интересными на тот момент людьми.

О многочисленных статуэтках ТЭФИ, 25 лет назад никто и не мечтал
Фото: Владимир Жабриков

Все «запускалось» в эфир с кассет, с VHS — с «прекрасной» по нынешним временам «мыльной картинкой». Но сам факт того, что в городе появилась «четвертая кнопка» и там идет то, о чем в свободном доступе в телевизоре зрители и мечтать не могли, производило неизгладимое впечатление.

Перестройка и гласность, которую объявил Горбачев, помогли нам состояться и юридически, и фактически. Начиналась некая реформа политической жизни, были объявлены выборы городского совета. Мы активно проводили прямые эфиры с кандидатами.

К тому времени уже существовала первая студия кабельного телевидения МЖК на ЖБИ, там шли острые политические дискуссии. Но в эфирном вещании «Четвертый канал» был пионером. И не только по свердловским меркам, а в стране вообще.

Первая программа — «Хит-хаус». Ее создал Сергей Мишин, человек, который увлекался музыкой и имел контакты со Свердловским рок-клуба. Так, задолго до «Музобоза» Вани Демидова у нас появились музыкальные новости.

Заставка первой программы «Четвертого канала»

А городские новости родились в августе 1991 года, когда случился путч, и мы поняли, что либо выступаем на стороне Ельцина, либо никакого телевидения не будет. Мы стали снимать то, что творится в Горсовете, созваниваться с нашими депутатами, которые в тот момент находились в Москве. Потом был митинг на площади 1905 года... Большего митинга в Свердловске я не помню. И за эти три дня мы поняли, что не просто кино показываем. После путча мы несколько месяцев собирались с силенками, и появились новости.

Я никогда не любил выражение «независимое телевидение», просто всегда подчеркивал, что мы — не государственное телевидение. И первые годы у нас был такой headline — «Зависимость от зрителя — лучшая независимость». Мы даже майки с этим слоганом выпускали.

Первые деньги мы заработали в начале 1992 года. Мы провели акцию: подпиши рекламный контракт на весь год и получи 50-процентную скидку...

Стоимость минуты эфира определялась на глаз, хотя сейчас трудно, конечно, в это поверить. И был дикий драйв: все работали, фактически, «за миску риса». Это был фантастический психологический допинг, понимать, что группа молодых ребят заставляет слушать, смотреть, обращать на себя внимание.

Сначала был «Тик-Так». А с 1994 года и по сей день Иннокентий Шеремет делает новости «9 ½»
Фото: shownewstv.ru

В 1992 году появились новости — «Тик-Так» Кеши Шеремета, сначала раз в неделю, потом ежедневно. И это потрясло всех. Это было запредельным откровением, окном в доселе невиданный мир свободной информации и развлечений через «ящик». Эта эмоциональная составляющая в разы превышала все трезвые расчеты.

Я как-то написал, что до 90-го года работал там, где платили, а после — только там, где интересно. И в случае с «Четвертым каналом» доминировал именно интерес. Слово «бизнес» было вообще неуместно. Оно впервые прозвучало летом 92-го года, когда на нас обратили внимание американские журналисты и тренеры, приехавшие в Екатеринбург. Они учили нас снимать, брать интервью, монтировать, даже вешать петличку: ни в коем случае не поверх одежды, а под. Кроме того, американцы сказали, что нам нужен бизнес-план. Все это вызвало приступ доброго смеха, не более того.

А потом — первая моя поездка в Штаты, стажировка на CNN и региональных телеканалах. И я услышал от одного из вице-президентов CNN: «Как я вам завидую! Вы в начале такого большого пути. И спустя некоторое время ваш бизнес будет стоить миллионы долларов». Это тоже выглядело смешно, потому что мы сидели в подвале университета, и у нас было всего два бытовых магнитофона.

Ведущие «Утреннего экспресса» 2016 года. Фото: channel4.ru

Но очень важными были и другие слова, сказанные американцами: «Ваша цель — доставлять удовольствие. Но вы должны помнить, что некая частота — способ с помощью электромагнитных волн передавать звук и изображение, — это общее достояние. Просто сложилось так, что вам временно доверили этот ресурс. Помните о том, что им нельзя злоупотреблять и нарушать представления о добром и вечном».

«Утренний экспресс» — это тоже результат моих поездок в США. Мы опередили даже федеральные каналы, где ежедневные утренние шоу появились позднее. Название, придумал, кажется, Олег Ракович, а мною был придуман подзаголовок «Прямой эфир положительных эмоций».

Мы стали каналом, который инициировал очень многие события городского масштаба: и в области культуры, и в благотворительности, и в общественной жизни. С ТЮЗом для детских домов спектакли проводили, с музкомедией — для ветеранов, Bad Boys Blue привезли. Сделали вторые «Грачи прилетели»: предложили «Чайфам» провести их на наш день рождения, да они еще и «Чижа» позвали. Мы были лабораторией, зоной экспериментов, центром многих важных и интересных событий. И, конечно, к нам приходили все наиболее активные, амбициозные, творческие.

Первой звездой был, конечно Иннокентий [Шеремет]. И хоть он очень быстро ушел в самостоятельное плавание (в 1994 году), это были ярчайшие два с половиной года. Мне кажется, недосягаемая высота — Анна Титова. Наверное, бессмысленно спорить, что она стала супер-звездой, взяла национальный ТЭФФИ в номинации «Лучший ведущий» — это, по тем временам, просто с ума сойти. Безусловно, Анна Афонина, Кася Попова, Даниил Макеранец, который до сих пор всех радует. Лера Костюник с с Лешей Омелько и Сережей Мишиным — ведущие наших музыкальных эфиров и программ.

Шеф-редактором «Новостей» после ухода Кеши была Валерия Очинян, журналист «Коммерсанта», и то, что она пришла к нам, было большим прорывом по тем временам. Потом Аня Титова, Алена Вугельман. Не так много сменилось шеф-редакторов новостей, которые просто передавали эстафетную палочку, в виде принципов, представления о профессии, месте «Четвертого канала».

Часть наших архивов утеряна: не успели оцифровать и кассеты «рассыпались». Но частично тут и мое личное отношение — я не люблю жить прошлым и даже собственные архивы не особо храню.

В 1994 году стало понятно, что мы — влиятельная величина. И это толкнуло меня на то, чтобы поиграть в местную политику, избираться в областную думу. А избирателя привлекала не моя фамилия, а то, что напротив нее стояло — директор «Четвертого канала». Году в 97-ом стало понятно, что мы стоим миллион долларов, и телекомпания — это большой бизнес, финальная стоимость которого будет прирастать, если правильно этим управлять и развивать.

Игорь Мишин: «я не люблю жить прошлым и даже собственные архивы не особо храню»
Фото: Александр Уткин

Я недавно с удивлением прочитал в интервью газете «Вечерний Свердловск» в 1993 году свои слова о том, что «мы будем строить холдинг». Но, действительно, сделали это. К 1997 году он расцвел: рекламное агентство, несколько газет, радиостанция, два телеканала. Почему именно они? Не знаю. Так хотелось и казалось правильным. В этом точно было очень мало экономического расчета, но было желание развиваться.

У любого нормального человека от того, что происходило, крышу сносит: от денег, от возможностей. Было очень много серьезных криминальных происшествий и вокруг меня, и вокруг «Четвертого канала», граничащих с крайностью — потерять и бизнес, и здоровье, и жизнь.

Когда мы стали активно освещать криминальные конфликты, один ныне покойный авторитет приехал ко мне в офис. С охранниками положили стволы на стол и попытались объяснить, в чем мы не правы. А не правы, по его мнению, мы были в том, что рассказывая о сложных отношениях бизнеса, криминала и власти тем самым подливаем масла в огонь, провоцируем на ответные действия, тем самым усугубляя конфликт. Тогда я задумался: правда любой ценой, во что бы то ни стало, это наверное, не главное? И поиск компромисса между истиной во чтобы то ни стало и стремлением жить в обществе гармони, согласия и мира, для «Четвертого канала» стал главным стержнем.

Алена Вугельман, принявшая эстафету «Новостей» у Иннокентия Шеремета, Валерии Очинян и Анны Титовой. Фото: Александр Мамаев

Я не знаю, что было заложено в «Новости» и «Утренний экспресс», позволяющее существовать, развиваться, меняться. Если угодно, какой-то эзотерический смысл. Элемент везения... То, что не поддается нормальному анализу и комментариям. Это один момент. Второй — мы начали первыми и вовремя. Не ошиблись в интонации. И никогда не поддавались конъюнктуре. Учитывали, что интерес спонсоров четко регулируется внутри «Утреннего экспресса». А «джинсу» или спонсорские заставки в «Новостях» просто невозможно представить. И вот внешняя неподкупность переходила во внутреннюю: журналисты понимали, что они отрабатывают не интересы спонсора, а зрителя.

Я в 2004 году из Екатеринбурга уехал потому что скучно стало: уже найдены удачные решения, которые могут долго кормить, но тебя не развивают, как предпринимателя, как профессионала. Ты понимаешь, что стоишь на месте — в твоей жизни не происходит, кроме прибавления денег на счету. Я не могу очень долго заниматься однообразной работой. Мне все время надо что-то менять. Либо кардинально, меняя телевидение на кино, а потом обратно.

Небольшое созвездие вселенной «Четвертого канала»

На 25-летие собираемся погулять. 13 мая будем отмечать формально и неформально. Я сейчас собираю всех, даже Аня Титова из Испании обещает прилететь. Московских ребят (у нас, наверное, человек сорок в столицу уехало за эти годы) позвали. Думаю, что соберем и старую гвардию, и тех, кто работает сейчас, и себя порадуем. Это будет внутренний междусобойчик всех, для кого «Четвертый канал» не просто телекомпания, а кусок жизни, независимо от количества проведенных лет".

Самое популярное

Читайте также в разделе Люди


вверх