Алексей Федорченко придумал психоаналитический детектив по Зощенко
Триумфатор Венецианского, Римского, Вроцлавского, Сочинского и еще десятков кинофестивалей Алексей Федорченко вошел в состав жюри первого Уральского кинофестиваля. Екатеринбургский режиссер только что завершил монтаж нового фильма «Война Анны» и приступил к процессу озвучания картины. После девяти лет ожидания наконец-то представил екатеринбургской публике свою легендарную «Железную дорогу», а «Ангелов революции» показал в Учебном театре.
Параллельно он успевает писать пьесы и готовится к экранизации повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». «Моменты» встретились с режиссером и попробовали узнать подробности, которых скрытный по природе, а вовсе не из-за суеверия, Федорченко обычно не раскрывает.
Про «Войну Анны»
Действие картины происходит в 1941 году на территории оккупированной немцами Украины. Это история маленькой шестилетней девочки. История ее выживания. Это документальный рассказ о реальных событиях — я случайно наткнулся на него в сети и не мог пройти мимо. Потому что на материале этой очень локальной камерной истории — почти все действие картины происходит в одном помещении — можно сделать фильм о Второй мировой войне.
Фото: Александр Мамаев
Про «Ангелов революции»
Два года прошло, и фестивальная судьба фильма заканчивается, просто потому что фильм на фестивалях живет два года. Хорошо мы поездили. Фильм проехал по всему миру, но главный приз — это конечно римский «Марк Аврелий будущего». А прокат? Был. Но, как обычно, с нашими картинами бывает, совсем небольшой. Так что фестивальная судьба получилась лучше прокатной.
Фото: Александр Мамаев
Про Михаила Зощенко
Это будет фильм по мотивам книжки Зощенко «Перед восходом солнца» — одной из лучших книг русской литературы, не имеющей аналогов в мировой литературе. Это роковая книга для Зощенко. Ему не дали ее опубликовать полностью. Появились четыре главы в журнале «Октябрь». И потом все прикрыли, он подвергся обструкции, был уволен отовсюду и умер практически в нищете.
Мы придумали для этого фильма интересный жанр — психоаналитический детектив. Такой научно-популярный, фрейдистский, павловский (Зощенко в определенной степени был учеником Павлова). Но при этом детектив.
Считается, что «Перед восходом солнца» книга сложная и ее практически невозможно экранизировать, но мы, кажется, нашли способ.
Фото: Александр Мамаев
Действие происходит в 1942 году в Алма-Ате, где Зощенко, собственно, и писал эту повесть. Это был центр эвакуации, где работала крупнейшая на тот момент в стране объединенная киностудия: «Мосфильм», «Ленфильм» и «Казахфильм». И восемьдесят процентов всех фильмов делали там. Там работали все крупные режиссеры — Леонид Трауберг и братья Васильевы, Михаил Ромм и Григорий Козинцев. Сергей Эйзенштейн там снимал «Ивана Грозного». Такой киногород с одной стороны.
А с другой — город бандитский. Потому что воры тоже, убегая от войны, съехались в Алма-Ату со всей страны. Большая часть фильма — история из книги Зощенко — будет сниматься в Екатеринбурге и, может быть, немного в Питере. А линия реальности — где-нибудь в южном Казахстане. Я пока точно не знаю. Мы еще не приступили к работе над фильмом.
Фото: Александр Мамаев
Про пьесы и театр
Я никогда не работал в театре, если не считать детства, когда я играл какие-то роли в театре «Факел». Был такой при ДК Металлургов. Очень серьезный и крутой детский театр.
Но мне это интересно. Я завидую студентам театрального института, уже много лет хожу смотреть на них на вступительных экзаменах, на учебные какие-то спектакли. Надо когда-нибудь это попробовать… Может быть и попробую скоро.
А про пьесы говорить пока рано. Могу сказать только, что мы работаем постоянно и уже заканчиваем вместе с Лидией Конашовой вторую пьесу, начинаем работу над третьей. Если получится некий цикл из четырех произведений, начнем работать в театре. Про что они? Не скажу! Это некая моя новая находка, над которой я сейчас работаю. Сам ли буду ставить? Не обязательно. Мне просто интересно этим заниматься. Это удовольствие. Писать интересно. А список идей огромный — строчек пятьдесят или шестьдесят.