Стас Старовойтов (StandUp, ТНТ): «Стендап должен снова стать зеркалом общества, как в советсткое время. Но жестче»

8 ноября 2016, 06:05
Стас Старовойтов (StandUp, ТНТ): «Стендап должен снова стать зеркалом общества, как в советсткое время. Но жестче»

В интервью «Моментам» Стас Старовойтов открылся в непривычном (не телевизионном) образе
Фото: rutube

Стендап-комедия набирает популярность в России. Во многих городах проходят открытые микрофоны (мероприятия, на которых может выступить любой желающий), комиков приглашают на гастроли, а самые смелые пробуют свои силы в юмористических программах на телевидении. «Моменты» писали о том, как устроен стендап в Екатеринбурге и выяснили, что в плане комедии наш город не отстает от Москвы или Петербурга. Дважды в неделю молодые люди выступают на открытых микрофонах, раз в месяц делают большие вечеринки и продвигают курсы стендапа. Импульс к развитию этого жанра в регионах дала программа StandUp на ТНТ. «Моменты» пообщались с резидентом шоу Стасом Старовойтовым. 

— Считаете ли вы стендап искусством, если да, то он ближе к театру или литературе?

— Да, я считаю стендап искусством и, наверное, он ближе к литературе, потому что в стендап-комедии мало театральных действий. А вот литературное мастерство выражено сильнее — ты формулируешь и передаешь свою идею словами.

— Как вы считаете, западному стендапу стоит подражать или у нас «свой путь»?

— Не, у нас нет своего пути. Наш путь — это всегда потакание зрителю. Но стендап-искусство, в моем понимании, заключается в том, что зритель приходит на комика, а не комик приходит к зрителю и веселит его. Это принципиальная разница, которую у нас в России, к сожалению, пока не понимают.

— Как вы думаете, можно научиться шутить?

— Чувство юмора — это все-таки врожденная вещь, его можно назвать шестым чувством. Ты должен где-то внутри себя понимать, что у тебя есть оно есть, а не так, что «знаете, я в компании всех смешу». Вот тогда можно взять книги, которые расскажут, как правильно строить шутку.

— Сейчас пытаюсь читать «Библию юмора».

— Это Джуди Картер?

— Да. Вы читали?

— Да, но полностью ее нельзя брать на веру. Это восемьдесят какого-то года книга, в которой есть уже устарелые понятия. Но попробовать сделать задания, которые Джуди формулирует, можно. Мы все пытались по ней писать.

Фото: Александр Мамаев

— Я недавно разговаривала с местными ребятами, которые выступают на открытых микрофонах, они считают, что самое важное — научить зрителя смеяться над всем. Как вы считаете, в чем сверхзадача стендапа?

— Сам еще нахожусь в поисках формулировки. Не хотелось бы навешивать каких-то сверхзадач на стендап-комедию, но хочется восстановить вырванное звено. Что хорошо у нас было в советское время в юморе? Была сатира, возможность смеяться над существующими проблемами. Это было зеркало. Потом в определенный момент мы это все потеряли, стали выступать на потеху публики. Я думаю, что к стендапу должна вернуться задача быть зеркалом общества. И это должно быть зеркало пожестче, чем в советское время.

— Пожестче?

— Да, нужно зрителя, который приходит на мероприятие, немножко встряхивать. Вы не представляете, как тяжело выступать, когда ты выходишь на сцену, а люди в телефонах сидят. Они не могут оторваться даже на концерте, но зачем-то искренне тратят большие деньги и вот так (низко опускает голову и смотрит в телефон) сидят все выступление. Надо их немножко встряхнуть.

Кого из западных комиков, которые встряхивают аудиторию, вы могли бы привести в пример?

— Луи Си Кей, Билл Берр, они все этим занимаются. Наверное, только Майкл Макинтайр — единственный комик, который занимается исключительно увеселением людей и собирает огромные залы, потому что это просто смешно. Когда есть что-то просто смешное, это тоже хорошо. Но мне кажется, у нас слишком как-то все просто. Много юмористического контента, и он весь совершенно пустой. Люди просто тупо ржут — это как юмористический фастфуд. Сожрали гамбургер и довольны. 

Говорят, не стоит просить комиков пошутить, потому что они этого не любят.

— Да.

Вы устаете от юмора на работе?

— Ой, жестко, да.

Можно сказать, что комики — это, как правило, грустные люди?

— Наверное, да. Если говорить о том, что в основе всей комедии всегда лежит трагедия, то да. Ты внутри грустный, по жизни грустный, но выходишь на сцену и веселишь людей. Парадокс.

 Кольцов писал, что он как-то решил позвать на тусовку Маяковского, Ильфа с Петровым, Зощенко, и это была самая тухлая вечеринка в его жизни. 

— Да, запросто вообще. Мы можем сидеть по часу молчать, потому что тухляк вообще полнейший. 

Фото: Александр Мамаев

— Что бы вы посоветовали ребятам, которые выступают на открытых микрофонах много лет и не могут никуда пробиться?  Им следует дальше стараться и стараться или лучше забить?

— Лучше стараться. Забить тоже можно, но нужно понимать, когда. То есть в определенный момент сказать: «Наверное, нет. Пора прекращать».

— Через сколько лет можно такое сказать?

— Ну, я думаю, что… слушайте, если ты ходишь у себя в городе на открытый микрофон каждую неделю, выступаешь в течение пяти лет и ноль прогресса, наверное, можно забивать. Потому что… нет, ну можно попробовать еще пять лет, но десять — это уже очень много в размере нашей жизни. Если нет никаких результатов, еще раз рисковать — это как-то глуповато. Как в карты — надо вовремя уйти. Если не прет тебя уже шестую партию, надо, наверное, сваливать. 

— Многие считают, что пробиться на ТВ — это самое трудноев карьере. Что теперь для вас сложнее всего?

— Сложно найти дальнейший ориентир: «Так, окей, телик. Супер. Популярное шоу — отлично. Что дальше?». Это шоу когда-то закончится, оно не может быть вечным. Я же не Александр Васильевич Масляков, который верит, что это все вечно. «Что мы будем делать, когда это закончится?» — вот это, наверное, сейчас правильный вопрос. Хочется вырасти из стендап-комика, который дошел до телевизора, в какого-то другого стендап-комика, который еще что-то может сделать. Стать автором, написать свой сериал, свое шоу или еще что-то.

Cмотрите шоу «Stand Up» по воскресеньям в 22:00 на ТНТ!

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Люди


вверх