«Буду менять, пока не найду идеального помощника»: Коляда снял с должности главного режиссера ЦСД

9 января 2017, 13:25

В Центре современной драматургии (ЦСД) сменится главный режиссер — с 1 февраля место Рината Ташимова займет актер театра Антон Бутаков. В околотеатральной среде Екатеринбурга перестановки уже окрестили скандалом, связанным с переменчивым настроением худрука ЦСД и Коляда-театра. «Моменты» разбирались, чем продиктовано решение Николая Коляды и чего ждать поклонникам от нового «главного».


Экспериментальный молодежный ЦСД появился в Екатеринбурге в 2009 году, а обрел собственный дом в 2014 году. Первым главным режиссером был Александр Вахов, который сделал имя театру. Ринат Ташимов пришел ему на смену и проработал на посту год. Антон Бутаков будет управлять творческим процессом ЦСД в должности с новым названием — «руководитель творческих проектов».

«В ЦСД, поскольку это экспериментальное место, надо придумывать много проектов: читки, перфомансы, презентации, еще что-то, — поясняет Николай Коляда. — Был сначала Саша Вахов главным режиссером, потом Ташимов стал, сейчас будет Бутаков. Поработает полгодика, потом может снимем его и другого найдем. И будем менять, пока я не найду идеального помощника, на которого можно положиться спокойно, закрыть глаза, чтобы они в ЦСД все делали сами и все было успешным».

О перестановках в труппе Николай Коляда объявил в конце декабря. Это стало сюрпризом как для актеров, так и для главного режиссера.

«У нас был короткий разговор. Николай Владимирович подошел, сказал, что нужны перемены, попросил отнестись к этому с пониманием. Я ответил: «Хорошо», — рассказывает Ринат Ташимов. — В труппе удивились, но никто не думает, что Николай Владимирович может принять решение, которое навредит. Все делается только для того, чтобы улучшить».

Антон Бутаков и Ринат Ташимов. Фото: соцсети

Сейчас в репертуаре ЦСД — четыре постановки молодого режиссера, в том числе, «Пещерные мамы» по собственной одноименной пьесе. Готовится к выходу пятая — «Фауст» по пьесе Гете. Возможно, именно творческие амбиции Рината Ташимова в какой-то момент привели к недопониманию и  послужили причиной перемен.

«Ташимов сейчас хочет только спектаклями заниматься. Он мне сказал: «Хочу «Фауста» ставить». Я говорю: «Дорогой мой, ну, а кто будет делать все остальные мероприятия?». А Бутаков до этого делал много всего разного. Я посмотрел и решил: надо, чтобы люди занимались тем, что им нравится, а не из-под палки, — говорит Николай Коляда. — С другой стороны, надо, чтобы деньги приносило, не просто какие-то эксперименты делать. Я говорю: «Ну хорошо, Ташимов, вот сделаешь ты сейчас «Фауста», потом надо будет везти спектакль в Алапаевск — у нас будет полный зал? Я не уверен». Нужны какие-то сказки, комедии, репертуар для бабушек и дедушек».

Екатеринбург еще помнит громкое сентябрьское расставание худрука с любимицей — заслуженной артисткой России Ириной Ермоловой. Из-за параллельной работы в Театре драмы ей не удавалось провести полноценные гастроли в Москве в январе 2017 года и Коляда принял решение исключить актрису из труппы своего театра.

«Коляда сказал, значит так будет — и все». Фото: Владимир Жабриков

В связи с перестановкой в ЦСД в околотеатральной среде поползли слухи о новом скандале, спровоцированном Николаем Колядой. Но Антон Бутаков сплетни о недовольстве среди актеров не подтвердил, назвав скандалы «детским садом». А Николай Коляда со смехом добавил: «Кто бы чего бы вякал против меня, кто возмутится? Коляда сказал, значит так будет — и все».

Несмотря на очевидную авторитарность худрука, большинство нынешних и бывших сотрудников как Коляда-театра, так и ЦСД, говорят о нем только с пиететом и любовью. Так, Никита Плеханов, работавший при Александре Вахове замдиректором Центра, вспоминает о творческой свободе, которую Коляда всегда давал труппе.

«Все на него равнялись. У него есть такое право — запретить, разрешить или сказать, как делать. Но не было ни одного момента, чтобы через силу что-то делалось. Наоборот. Если он и настораживался по поводу какой-то идеи, то просто давал советы, но всегда говорил: «Пробуйте!», — рассказывает Никита Плеханов. — Даже очень смелые проекты он подстебывал, подтрунивал, говорил: «Да вас там закидывают тухлыми яйцами и помидорами», но в итоге выражал огромный респект по поводу того, как хорошо это было сделано, принято».

В декабре Антон Бутаков представил премьеру в ЦСД — «Галатею Собакину». Фото: Вадим Балакин

В репертуарном багаже молодого Антона Бутакова пока два спектакля, весной готовится к выпуску третий — «Около футбола». Помимо этого, к лету в ЦСД появятся два новых проекта.

«Первый — квест. У нас уже был такой опыт в Хэллоуин и он оказался очень успешным. Теперь квест будет более обширным, не только в здании, но и на улице, на постоянной основе. Мы работаем с человеком, который профессионально этим занимается, — рассказал Антон Бутаков. Второй — уличный спектакль с рабочим названием «Дракон».

Во второй половине сезона ЦСД ждут и другие перемены. В театре запустили кастинг молодых актеров мужского пола — планируют отобрать троих. Один из них придет на место Максима Долинина, который, по собственному признанию, переезжает в Москву.

«Один уже пришел, думаю, возьмем его в труппу по приезду с московских гастролей. И еще двоих найдем. Расширяемся, развиваемся, делаем, чтобы было интересно», — заключил Николай Коляда. 

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Люди


вверх