Хорошо забытое старое. Стоит ли читать «новую» книгу Дэниела Киза
Так называемую «новую книгу Киза» на самом деле сложно назвать новой — до «Прикосновения» в России добрались лишь спустя 50 лет после его написания. Впрочем, от этого только забавнее видеть название серии «Интеллектуальный бестселлер. Читает весь мир». Весь мир уже вроде как прочитал и довольно давно. Но в общем-то это неважно. Важнее то, что кроется под красивой обложкой, пусть и с абсолютно неподходящим артом на ней. Но об этом расскажем немного позднее.
Роман «Прикосновение» был написан 49 лет назад, но до наших прилавков добрался только сейчас!
Фото: schizonet.ru
Дэниел Киз — знаковая персона в литературе. Причём не только в американской. Примечателен он хотя бы тем, что смог дважды получить крупную награду за практически одно и то же произведение. А именно, сначала «Хьюго» за рассказ «Цветы для Элджернона», а спустя 6 лет «Небьюлу» за одноименный роман написанный на его основе. История Чарли крайне полюбилась читателям всего мира, однако, не Элджерноном единым… как говорится. Спустя несколько лет в копилку заслуг писателя упали известнейшие «Множественные умы Билли Милигана» повествующие про мужчину с диссоциативным расстройством идентичности. Одно из первых и по сути единственное достойное произведение про размножение личности, которое всё время пытаются переделать или отснять на свой лад, но выходит это каждый раз сомнительно. Недавний «Сплит» тому примером.
Но вернёмся к Кизу. На этом его известные произведения заканчиваются. При всём желании, вряд ли кто-нибудь сможет вспомнить, что же ещё за свои 86 лет жизни Дэниел успел написать. Оставшиеся его романы и рассказы словно ушли в тишину, как, собственно, и сообщение о его смерти в 2014 году. Потому сам факт того, что «Прикосновение» написанное как раз в промежуток между «Цветами» и «Умами» в итоге всё же появилось на полках книжных магазинов России не может не радовать. Вот только тему оно поднимает совсем нерадостную.
Радиоактивное облучение. Само это словосочетание вызывает воспоминания о Чернобыле, событиях в Хиросиме и прочих не самых позитивных моментах в истории человечества. Фото: 360tv.ru
Радиоактивное облучение. Само это словосочетание вызывает воспоминания о Чернобыле, событиях в Хиросиме и прочих не самых позитивных моментах в истории человечества. Рисует ужасные картины в воображении, связанные со слезающей кожей и выпадающими волосами. Киз рассказывает про всё это, но сквозь призму истории о Барни и Карен, которые волей случая оказались заражены лучевой болезнью. Ситуацию усугубляет то, что на момент произошедшего у Карен наконец получается забеременеть. И в отсутствии тогда каких-либо способов проконтролировать состояние плода герои не знают чем всё это обернётся и насколько печально для них закончится история с радиацией.
Хотя на самом деле стоит поправиться — Киз скорее рассказывает историю жизни Барни и Карен через призму заражения радиацией, чем наоборот. Подробности и детали последствий всё же занимают писателя много меньше, нежели отношения между героями. Развитие их внутренних проблем под воздействием ситуации как раз и создаёт основной эмоциональный фон книги. А именно — ощущение страха, безысходности, окончательного надлома персонажей как личностей и как любимых (в той степени, что даже немного навевает «Пеной дней» Виана). Ощущение, которое Киз успешно передает своему читателю, благодаря постепенному нагнетанию ситуации.
Эмоциональный фон — ощущение страха, безысходности, окончательного надлома персонажей как личностей и как любимых. Фото: film.ru
Герои в «Прикосновении», прописаны изящно и просто. Немного нервный и отчуждённый скульптор Барни и романтичная, слегка неуклюжая актриса Карен вызывают поток смешанных чувств, но уж точно не оставляют читателя равнодушным. Парой штрихов Киз выписывает историю их знакомства и последующей жизни, избегая излишне сахарных подробностей. Интересно то, что автор не пытается создать красивые образы, чтобы потом с садистским удовольствием разрушить их на глазах поражённых читателей, как это обычно и бывает. Наоборот, персонажи представлены совершенно обычными людьми со своими недостатками и проблемами.
Герои в «Прикосновении», прописаны изящно и просто. Они представлены совершенно обычными людьми со своими недостатками и проблемами. Фото: Лабиринт.ру
Однако это не мешает Кизу вводить с ними очень сочные и жизненные сцены. Особенно хорошо у него это получается с прошлым героев. Сцена с куклой в детстве Карен. Сцена её первого общения с Барни. Или сцена первого их секса. Всё это выглядит очень живым ипонятным. Будто это происходит с тобой или кем-то из твоих знакомых. Не придумывая невероятных поворотов Дэниэл легко и просто завораживает жизненностью, при этом безжалостно добавляя губительную радиацию в итак не самую счастливую историю любви. Понятия «легко и просто» также можно отнести и к стилю Киза. Плавные переходы, приятный слог и очень символичные сравнения вроде «…всякий раз стрелки становились все более тусклыми. В десять минут второго они походили на вскинутые вместе сверкающие руки; сейчас же они безвольно повисли. Пять сорок.» заставляют читать книгу «запоем»
«Легко о серьёзном» можно назвать девизом всех произведений Дэниэла Киза. Каждый раз поднимая тяжелую тему, он делает это на удивление мягко и приятно. Разрушает судьбы героев без наигранного трагизма, с сочувствием описывая все их злоключения, заставляя читателя переживать происходящее вместе с ними. В итоге, даже не сразу понимаешь, отчего после его романов возникает такое странное чувство опустошения. Не используя дешевых мелодраматичных приёмов Дэниел умеет задеть что-то невероятно близкое каждому в самых фантастических или нестандартных ситуациях. И «Прикосновение» тому отличное доказательство.












