Культурная революция на районе. Уралмаш — памятник советской истории или участок тотальной застройки
Уралмаш уже дважды «делал» имя городу. Советский Свердловск состоялся во многом благодаря уникальному соцгороду рядом с одним из крупнейших предприятий страны. Постсоветский Екатеринбург прогремел на всю Россию одноименной мафиозной группировкой. Ничто не мешает Уралмашу еще раз сослужить службу городу.
В Екатеринбурге не так много мест, которые могут быть по-настоящему интересными историями и судьбой. Уралмаш оказывается почти райским уголком для всех, кто наделен амбициями и нацелен на создание нового будущего. Таков исторический и культурный код этого района — никуда не сбежать.

Многим кажется, что исчезновение завода, бывшего 80 лет сердцем района, означает и окончательное исчезновение такого феномена, как Уралмаш. Фото: Александр Мамаев
Когда на фестивале «Остров 90-х» говорили о судьбе Уралмаша, спикеры вспоминали все хорошее в прошлом, сетовали на деградацию в настоящем и не видели никаких горизонтов в будущем. Судьба завода-гиганта предрешена, а освобождаемая территория, вероятно, превратится в новый район с высотками.
Район для сотни проектов

Бульвар Культуры долгое время выглядел анекдотично. Фото: Александр Мамаев
Именно Бульвар Культуры в последние годы становится своеобразной кармой для Уралмаша. Здесь наблюдается фантастическая для города концентрация культурных институций и культуртрегеров.
Пришедшая на завод в 2010 году Уральская индустриальная биеннале современного искусства способствовала открытию завода для горожан и одновременно демонстрировала, что старые заводские цеха могут стать концертным залом для филармонического оркестра, галерейным пространством или мастерской для художников. Биеннале ушла, завод продолжил сокращать работников, а культурные проекты переместились в соседние кварталы.
Только по прямой от проходного завода до Белой башни разместились сразу несколько инициативных команд. Заводской музей и его легендарный хранитель и краевед Сергей Агеев продолжают кропотливо собирать документы и свидетельства о заводской истории.
В бывшем «старом ДК» разместилась Екатеринбургская академия современного искусства, инициировавшая множество локальных проектов — от исследования повседневной жизни уралмашевцев до больших выставок современных российских художников.

ЦК «Орджоникидзевский» — бывший «старый ДК» — один из примеров того, как «соцгород Уралмаш» превращается в «культурный кластер Уралмаш». Фото: Владимир Жабриков
Рядом — ЦК «Орджоникидзевский» с новом амбициозным директором Сергеем Каменским. К классическим кружкам и студиям добавились многочисленные культурные инициативы, направленные на «производство будущего» для Уралмаша. В конце бульвара Культуры арх-группа «Подельники» борется за Белую башню — вот-вот в ней откроется экспозиционное пространство.
Следует добавить и традиционных игроков — районную библиотеку им. Горького и регулярно появляющийся в районе со своими инициативами Уральский филиал ГЦСИ. На Уралмаше теперь регулярно можно увидеть экскурсионные группы — автор этих строк два раза в месяц водит приезжающих в город российских и иностранных гостей.
Район настолько богат историями, что хватит еще на сотни проектов — от ревитализации конструктивизма, богато представленного в исторической части района, до сбора частных историй и изучения семейных архивов.
Райский уголок

Превращение стадиона «Уралмаш» в «СКБ-банк Арену» было воспринят со знаком «плюс». Но какова судьба других исторических зданий? Фото: Владимир Жабриков
Уралмаш мог бы стать раем для адептов перехода к креативной экономике. Но таким же раем он становится и для девелоперов. Недаром в начале 2016 года Орджоникидзевский район возглавил строитель Вячеслав Трапезников. Действительно, вопрос не только в том, что будет на месте завода и его легендарных цехов. Внутри Уралмаша достаточно кварталов и пространств, освобождаемых после сноса ветхих, но зачастую исторически ценных, строений. Девелоперы молчат, предпринимая точечные вылазки по застройке.
Эта непроговоренность стратегии вызывает раздражение и подозрения у городской общественности в том, что скоро от исторического Уралмаша ничего не останется. А остаться должно!
Не менее амбициозные отцы-основатели Уралмаша спроектировали район настолько грамотно, что он удобен для передвижения любым способом и сегодня. Любое строительство способно нанести вред всему району и сразу. Кроме того, исторический Уралмаш — это уникальный архитектурный ансамбль эпохи индустриализации.

Власть, девелоперы, бизнес и культурные агенты — все могут попробовать совместно решить задачу общего будущего Уралмаша. Фото: Александр Мамаев
Он уже сейчас интересен как памятник советской истории, сюда начинают выстраивать туристические маршруты китайцы — одни из самых многочисленных туристов современности. Неотъемлемой частью этого является и завод. Даже если ему и предстоит окончательно закрыться, первая линия исторических цехов могла бы превратиться в пространства для культурных и развлекательных проектов.
Сейчас очень важно, чтобы колоссальный опыт осмысления истории района, повседневной жизни его обитателей, наработанные культурные практики и представления о возможном будущем стали важной, если не ключевой, частью для выработки стратегии развития Уралмаша. Власть, девелоперы, бизнес и культурные агенты — все могут попробовать совместно решить задачу общего будущего. И уже самим этим Уралмаш может в третий раз сделать имя Екатеринбургу. Как райское место, где вместе создают общее будущее.