«Не хуже, чем в Нью-Йорке и Лиссабоне». Изучаем экспозицию музея оружия Игоря Алтушкина
В Екатеринбурге есть уникальный музей оружия. Частная коллекция владельца Русской медной компании Игоря Алтушкина может соперничать с собраниями «Метрополитена» в Нью-Йорке и Королевского музея в Лиссабоне. Увидеть редкие экспонаты, выставленные на глубине 18 метров, можно по личному приглашению или во время соревнований в спортивно-стрелковом комплексе «Архангел Михаил». «Моменты» оказались в числе счастливчиков.
Фото: Дарья Попова
«Музей очень интересный. Изучать экспонаты можно часа два. А в сопровождении Николая [хранитель музея — прим. ред] — и все четыре. Он будет рассказывать, рассказывать и рассказывать о каждой винтовке или пистолете», — объясняет директор спортивно-патриотического клуба «Архангел Михаил» Владимир Титов. Мы заходим в лифт нового стрелкового комплекса в поселке Карасьеозерском-2 и едем вниз, под землю. Там — на минус 18-ти метрах — огромный стрелковый тир и не менее впечатляющий масштабами и экспозицией музей оружия.
На входе нас встречает Николай Соболев — специалист по историческому оружию. И, как мы узнаем чуть позже — отменный гид. На стене справа от него автоматы Калашникова, собранные по всему миру: СССР, Румыния, Корея…
Николай Соболев знает, как появилось выражение «бомбить спамом», и когда военная форма стала цвета хакки. Фото: Дарья Попова
«Изначально идея коллекции — Вторая мировая война. Но она все равно сталкивается с Первой: многие технические идеи возникли в начале ХХ века. Затем мы начали собирать более поздние и более ранние образцы. Добрались до Дикого Запада, перешли ко временам Леонарда да Винчи и даже вышли за его пределы», — вспоминает Николай. Он уточнил, что на сбор экспонатов Игорю Алтушкину понадобилось 15 лет, но этот процесс еще не завершен.
Алые стены, стеклянные витрины и стреляные гильзы на полу — все помещения музея выполнены в едином стиле. Сдержанно и благородно. Во всем чувствуется уважение, как к оружию, так и к гостю им интересующемся. В музее можно отследить моду на оружие: первый в мире гранатомет, стреляющие трости, многодульные пистолеты капитана пиратского судна и станковый револьвер банкира на Диком Западе.
«А это кольца-револьверы, — переходим с Соболевым к одной из витрин в центре зала. — Их носили шпионки. Приглашали жертву в ресторан, лучше на набережной, чтобы шум воды, транспорта и людей заглушил звук выстрела. Во время свидания дуло смотрело в ладонь девушки, но, когда со стола падал клатч, и мужчина-джентльмен наклонялся, чтобы поднять его, женщина спускала курок…», — раскрывает специалист по оружию о коварстве ХХ века. Впрочем, огнестрельная бижутерия, как выясняется спустя полтора часа, не самое удивительное в музее. Чемоданчик для охоты на вампиров, вилки-пистолеты, оружие из человеческих костей — в здании за высоким забором и строгой охраной в пригороде Екатеринбурга представлена вся оружейная Европа, Америка и многие «экзотические» страны.
Здесь же, под землей Карасьеозерского, расположен стрелковый тир клуба «Архангел Михаил». Сегодня в галерее за бронированными стенами тишина — никто не тренируется. Но во время соревнований в тире можно выполнять до 12 упражнений в пяти зонах — одновременно могут стрелять 40 человек. Их болельщики, а в перерывах и сами спортсмены — изучать экспонаты музея.
Крест, осиновые колы, пистолет в серебряными пулями, святая вода и библия — все, чтобы убить вампира. Фото: Дарья Попова
«История оружия интересна тем, что она дает представление о стране, в которой оно было произведено, об уровне развития техники и технологии, о политической системе и даже об ее отношении к людям. Оружие — это двигатель прогресса», — уверен гид «Моментов». Он знает байки про Николае Чаушеску, винтовку Алена Делона, пистолет Фенни Каплан и даже из чего стреляли Бони и Клайд. Объясняет, как определенное «дизайнерское решение» оружия и стратегическое указание военного руководства влияли на судьбу сражения. И, конечно, шутит.
Всего в музее около 700 экспонатов. Большая часть, согласно законам России, деактивированы, и стрелять не могут. Но «судьба» каждого отдельного пулемета или пистолета действительно впечатляет даже не связанных с войной людей. «Прежде, чем приобрести тот или иной экземпляр, мы запрашиваем справку, например, в Московском историческом музее. Там по номеру определяют, в каких сражениях оружие принимало участие, в чьих руках хранилось, и где побывало», — поясняет схему работы Николай Соболев.
О стоимости экспонатов в среде коллекционеров говорить не принято. Тем более, что ценность отдельно взятого оружия и всех предметов вместе — две несравнимые цифры. Но совершенно ясно одно: Игорь Алтушкин сделал екатеринбуржцам подарок. Изучать историю оружия, глядя на настоящие винтовки, револьверы и гранатометы, роскошь, доступная целому городу по частной инициативе.