Дню кукольника посвящается: большая экскурсия по закулисью Екатеринбургского театра кукол

21 марта 2017, 15:25

Во всем мире 21 марта отмечают «День кукольника». Не обошел праздник и Екатеринбург — наш местный театр кукол запустил сегодня экскурсии по закулисью «Когда просыпаются куклы». Они будут проходить трижды в день до 24 марта включительно. «Моменты» заглянули в театр чуть раньше: познакомились с секретами кукольников и планами на будущее.


Дню кукольника посвящается: большая экскурсия по закулисью Екатеринбургского театра кукол

Суеверия

Кукольники — люди в разной степени суеверные. Например, считается, что любая вещь накладывает отпечаток на окружение. В нашем театре страшных кукол из взрослых спектаклей закрывают тканью, чтобы они не влияли плохо на других.

Так происходит с неживыми артистами из постановки «Бобок» по Достоевскому Фото: Анна Майорова

Есть и другое поверье: если куклу изготовили по образу артиста, с ней нужно обращаться максимально бережно, чтобы ничего случайно не сломать.

Трюмо в кукольном цеху сплошь уставлено иконами Фото: Анна Майорова

Разновидности кукол

Мы привыкли, что в театре играют либо марионетки, либо перчаточные куклы, которые надеваются на руку. Но разновидностей больше. 

Есть куклы планшетные — они «ходят» по полу благодаря артисту, который управляет их ногами. Есть ростовые — в том числе, литые, без места для актера.

Ростовые куклы, посередине которых становится актер Фото: Анна Майорова

И еще есть маски, как в старом итальянском театре. В екатеринбургском для спектакля «Пиноккио» над ними работал приглашенный из Италии художник.

Спектакль «Пиноккио» рекомендован для детей старше 10 лет Фото: Анна Майорова

Работа кукольника

Театр требует от кукольников выносливости и гибкости. Им приходится ползать на коленях, ужиматься и сгибаться, управляя одной куклой, стоять по часу с вытянутыми руками. Актеры следят за своей формой — дополнительно ходят в спортзал. «Тело артиста — его рабочий инструмент», — говорят в театре. Как кукольном, так и драматическом.

Закулисье театра Фото: Анна Майорова

Артисты кукольного театра обладают всеми навыками актеров других театров. В институте их обучают пению, танцам, речи и драматическому искусству. Дополнительно они учатся работать с куклами и даже их изготавливать. Как с вождением — чтобы ездить за рулем, нужно знать и устройство автомобиля.

Отличительная сложность — без кукол репетиции невозможны. В то время как в драмтеатре артисты могут начать подготовку к спектаклю сразу после получения текста.

Пространство театра

Без проводника в здании театре легко заплутать — в нем пять этажей с длинными и похожими друг на друга коридорами. Куклы живут везде, даже в архиве — уже вышедшие на пенсию.

Куклы в театре повсюду Фото: Анна Майорова

Театр напоминает производственное предприятие полного цикла. Работа распределена по цехам. Здесь изготавливают все виды кукол — от тряпичных до ростовых; начинают с эскизов и чертежей, и заканчивая готовыми изделиями.

Заготовки кукол для спектакля «Спящая красавица» Фото: Анна Майорова

Для детей и взрослых

Даже для самых маленьких детей в театре раздолье. Спектакли с цензом «от 2 лет» — «Времена года» и «Разноцветные сказки» — идут в «Мамином зале» с подушками на полу. Простой, но красивый визуальный ряд нравится и взрослым.

Страусы из спектакля «Времена года» Фото: Анна Майорова

Всего в действующем репертуаре театра — 32 спектакля. Взрослых среди них всего два: «Ромео и Джульетта» по Шекспиру и «Чайка» по детективу Бориса Акунина. Раньше играли также «Бобок» по Достоевскому — и в планах его возродить.

В театре говорят, что стараются привлечь взрослого зрителя. Это сложно из-за стереотипа, что театр кукол — для детей.

— Это не верно. Потому что и изначально театр кукол в Европе не был детским — и Петрушка, и Пульчинелла — бунтари, выступавшие против власти, грехов и пороков.

«Петрушка Великий» хранится в архиве до следующего фестиваля Фото: Анна Майорова

Ломать стереотипа отчасти помогает фестиваль «Петрушка Великий», который проходит раз в два года. На него съезжаются театры кукол из России и европейских стран. Как минимум 30% фестивальных спектаклей ориентированы на аудиторию «16+»

История театра

Осенью этого года Екатеринбургскому театру кукол исполнится 85 лет. Но в здании на Мамина-Сибиряка он расположился лишь через 30 с лишним лет после основания — в 1964 году.

Сотрудники архива сохраняют даже афиши Фото: Анна Майорова

Кукольный первым из екатеринбургских театров получил премию «Золотая маска». В 1997 году ею наградили художника-постановщика Андрея Ефимова за работу над спектаклем «Картинки с выставки». Вторую «Золотую маску» театру в 2011 году заработал художник-постановщик Эмили в 2011 году за постановку «Грибуль — простофиля и господин Шмель». 

Раньше в театре работал музей, где хранились и выставлялись старые куклы — до и послевоенные. В планах — восстановить его Фото: Анна Майорова

Кстати: это единственный театр кукол, в котором ставил спектакль Николай Коляда. «Башмачкин» шел в репертуаре с 2008 года. Главную роль в нем играл Олег Ягодин.

Планы на будущее:

В сентябре на большой сцене театра состоится премьера спектакля «Халиф-Аист». Ближе к началу зимы появится постановка для детей старшего возраста — «13 звезда». История в ней условно сказочная: в вымышленном государстве устраивают бега, в которых участвуют кролики и собаки. Самые быстрые кролики получают звезду, а накопив 13 — свободу. Но, возможно, это лишь легенда.

Взрослых зрителей театр надеется порадовать в 2018—2019 году постановкой «Дон Кихота». Но пока это только планы.

  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Анна Майорова

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Город


вверх