Сахарный мир Дмитрия Булныгина. Следим, как «Все поменяется»
В пролете темной-темной лестницы гремят и завывают огромные колонки. Луч света пробивается сквозь тьму и рождает на одной из стен черно-белую движущуюся картинку: выстроенные из кубиков сахара-рафинада дома заливает кипяток и стройные конструкции рушатся, рассыпаются, растворяются, но парадоксально не исчезают, превращаясь, как будто, в призраков самих себя — «Высотки-Зомби». В здании ЦК Орджоникидзевский стартовал проект звезды видео-арта Дмитрия Булныгина «Все поменяется»: четыре масштабные видео-инсталляции («Аквариум», «Союз-11», «Салют», «Высотки-зомби»), вписанные в огромное внутреннее пространство здания старого дома культуры.
Проект Булныгина «Все поменяется» реализован в пространстве ЦК «Орджоникидзевский», который продолжает жить размеренной жизнью. Из актового зала доносится «Иии, ни, сан, си, го!»: тренер по карате ведет счет по-японски, а его подопечные трехлетки старательно машут руками и задирают ноги в подобии «маваши гери». В соседнем коридоре играет «Калинка-малинка», а родители подглядывают в дверные щели за занимающимися танцами детьми.
И тут же, на экран большого телевизора, установленного как раз на уровне детского роста, транслируют видеоинсталяцию «Союз-11». Малыши льнут к экрану, на котором вода растворяет слепленный из сахара шар, и знакомятся с современным искусством.
Фото: Владимир Жабриков
«Я решил назвать выставку «Все поменяется», — говорит ее автор, художник Дмитрий Булныгин. — Это ретроспектива моих работ за последние пять лет. Экспозиция связана с историческим периодом советской и постсоветской России. А Уралмаш — квинтэссенция этого периода — район, который пережил и продолжает переживать разного рода метаморфозы. Строительство, расцвет, упадок. Сегодня он, кажется, опять расцветает. Работы, которые я выбрал для выставки, связаны с разного рода изменениями и превращениями. Например, строительством, разрушением и их цикличностью, как в «Союзе-11».
Фото: Владимир Жабриков
Всем посетителям выставки на входе выдают карты, иначе в здании бывшей фабрики-кухни Уралмашзавода, на бульваре Культуры, 3 можно заплутать. Само здание, где теперь располагаются Екатеринбургская академия современного искусства (ЕАСИ) и Центр культуры «Орджоникидзевский» также стало предметом изучения для автора экспозиции. Художник исследует трансформацию дома — его внешнего облика, менявшихся с годами функций и вовлеченности в городское пространство.
Фото: Владимир Жабриков
«Очень важна последовательность просмотра — что за чем смотреть, — объясняет Булныгин. — Сначала вы смотрите «Союз-11», где распадается сахарный шар, имя которому дала империя, агонию коей мы наблюдаем до сих пор. Потом «Аквариум»: иллюзорный объект, наполненный эфемерными рыбами и приводящий в трепет детей и стариков, потому что из него полностью вытекает вода. Рыба начинает метаться, пучить глаза, разевать рты, задыхаться и гибнуть. Но воду снова дают, как это часто бывает и в нашей повседневной жизни. И все опять становится хорошо».
Потом надо смотреть «Высотки-Зомби» — где сахарные копии сталинских московских высоток сначала тают, а потом восстают в копии копий самих себя. И, наконец, видеоинсталяция «Салют» — где вверх летят остатки блюд и посуда с праздничного стола, то есть метаморфозы происходят с такими привычными всем нам, советским и постсоветским людям вещами как еда и салют.
Фото: Владимир Жабриков
Здание ЦК «Орджоникидзевский» и ЕАСИ — это памятник конструктивизма и где как не на бывшей фабрике-кухне разыгрывать сахарную драму Булныгина с ее переосмыслением смыслов. Само здание меняло свои функции с десяток раз. Почти сразу после постройки оно стало Домом инженерно-технических работников (ДИТР). В 1937 году — «Клубом имени Сталина». После XX съезда КПСС — просто домом культуры. А когда на улице Фестивальной был построен новый дворец культуры, оно стало уже «старым ДК УЗТМ». Теперь здесь учатся студенты ЕАСИ, устраивают выставки и концерты, показывают кино, танцуют, занимаются йогой и карате. Все меняется. И все поменяется еще не раз. Почти наверняка.











