Ведущее сопрано России объяснила «Моментам», почему музыка должна быть в жизни каждого
Ведущее сопрано России, примадонна оперных домов от Вены до Нью-Йорка Хибла Герзмава выступила в Екатеринбурге. «Моменты» узнали, как звезда мирового уровня относится к российской музыке и сцене. Что она думает об уральском роке, шоу «Голос» и караоке — читайте в нашем интервью.
— Хибла, вы выступаете на самых известных оперных сценах мира, собираете полные залы поклонников. Скажите, почему люди должны слушать классическую музыку, в частности оперу? В чем ее особенность?
— Люди ничего никому не должны. Слушать или не слушать классическую музыку — это их личный выбор. Музыка наполняет человека энергией. Для тех, кто посвятил музыке всего себя, для музыкантов, она становится жизнью. А для обычных людей классическая музыка может стать ключом, ответом на трудные вопросы. Одна девушка рассказывала мне, как ехала в машине и размышляла над серьезной жизненной проблемой. По радио зазвучала классическая музыка, и пришло решение. То есть через музыку (и именно через хорошую музыку) приходит поток важной информации «сверху». Это важно, и этим надо пользоваться. Поэтому музыка в жизни каждого человека должна быть.
— Есть отличие европейской и американской публики от российской? Это ощущается со сцены?
— Во всех странах мира на концерты приходят в основном, те люди, которые понимают: зачем они пришли, к кому они пришли и что они хотят послушать. Я бы скорее говорила про теплую, эмоциональную и более сдержанную публику. Если я работаю в оперном жанре, и слушатели не аплодируют после каждой удачно взятой ноты, не кричат «браво» в паузах, то это говорит о тонкости их восприятия, о музыкальной грамотности, и я очень это ценю.
А бывает наоборот, особенно, когда пою что-то легкое, джазовое. Публика кричит, аплодирует стоя, топает ногам. И такая горячая реакция тоже радует. Публика зависит не от города или от страны, а скорее от жанра музыки и подачи исполнителя.
Хибла Герзмава отметила, что Екатеринбург для нее связан с очень близкими людьми. Фото: Свердловская филармония
— Вы приехали в Екатеринбург не в первый раз, как вы относитесь к нашему городу, он что-то значит для вас?
— У вас потрясающая музыкальная публика: грамотная, эмоциональная.
А еще город связан со многими дорогими мне людьми. В вашем Оперном театре начинала работать и сформировалась как музыкант Арефьева Евгения Михайловна — мой педагог. Кстати, ее дочь, Екатерина Ганелина, уже более 20 лет аккомпанирует мне по всему миру и, конечно, в Екатеринбурге. Много лет в вашем городе работал мой шеф — Александр Титель.
— Вы выступаете в Москве с известным джазовым музыкантом Даниилом Крамером, соединив оперу и джаз. А можно ли объединить оперу с современными направлениями в музыке?
— Я очень люблю джаз, у меня есть сольная программа «Опера. Джаз. Блюз». Джаз с оперой сочетаются вполне гармонично. Сейчас многие музыканты стараются внедрить оперу и в другие музыкальные жанры. Это очень интересные эксперименты, но все, что связано с оперой, надо делать аккуратно, дорого и правильно. Для этого необходимо безупречное музыкальное и эстетическое чутье, поскольку велика опасность создать безвкусицу.
По мнению Хиблы, оперная певица должна сохранять собственный стиль в одежде. Фото: Свердловская филармония
— Вы часто выступаете в нью-йоркской Метрополетен-опе
— Да, последний раз я была там 22 октября, пела Донну Анну из Дон Жуана Моцарта. И это спектакль транслировали кинотеатры по всему миру. Мне нравится такой формат, когда пространство концертного зала становится шире, и поклонники оперы могут беспрепятственно слышать ее.
— Вы не хотели бы сыграть в кино?
— С удовольствием! Недавно поняла, что камера меня любит, и я бы могла сняться в хорошем кино. В сильной, яркой мелодраме или наоборот, в веселом фильме, в комедийной роли.
— Кто из ваших героинь вам особенно близка по духу?
— Дездемона из «Отелло» — это полностью я. Елизавета из оперы «Дон Карло». Такой уж вердиевский у меня характер)
— Вас называют одной из самых красивых и стильных оперных певиц мира…
— Если выходишь на сцену, должен быть безупречен. У меня есть стилисты, и я знаю секреты беспроигрышного образа. За модой нужно следить, но она не должна быть на первом месте. Важен собственный стиль, который подходит именно тебе и соответствует твоему роду деятельности, характеру, фигуре. Для оперной певицы это особенно важно, у нее всегда должен быть хороший мейк, прическа и потрясающие наряды
— Как вы отдыхаете от музыки? Есть ли у вас хобби?
— Я уезжаю к себе в Абхазию, на море, дышу им. Главный отдых для меня —молчание, сон и SPA. Я выключаю практически всю музыку, могу слушать только легкий джаз.
Про хобби… У меня так мало времени на то, чтобы посвятить себя чему-то еще, кроме сцены… Когда-то занималась большим теннисом, орган еще в школе забросила. Надо либо петь, либо играть. Любое хобби — это время. Чтобы достичь высот профессионализма
После концерта в Свердловской филармонии Хибла провела творческий вечер с поклонниками. Фото: Свердловская филармония
— Какие качества сформировала в вас ваша родина — Абхазия?
— Душевную теплоту и внутренний стержень.
— С точки зрения профессиональной певицы, шоу «Голос» — это развлечение или площадка для поиска талантливых исполнителей?
—Я иногда смотрю это шоу. Там сейчас Александр Панайотов — он гениальный парень. Это потрясающий артист, изумительный певец, который может выступать на большой сцене. Шоу «Голос» — хороший «трамплин» для очень многих артистов. Даже если участник не прошел на второй или третий тур, его обязательно заметят. Ведь это прайм-тайм на «Первом канале»! Константин Эрнст вместе с Юрием Аксютой сделали замечательный проект. Конечно уровень у участников разный.
Но есть уже готовые певцы. Я бы отметила своих земляков, Тимура и Дениса Хагба из Абхазии.
— Вы не хотели бы быть в жюри шоу «Голос»?
— Не люблю быть в жюри, не люблю журить. Это неблагодарное дело. На сцене и так очень трудно. Все время думаешь, что мог бы лучше выступить. У меня самой никогда не бывает чувства, что все идеально после выступления. Я даже записи свои никогда не слушаю — ненавижу звучание своего голоса.
— Какую музыку вы слушаете, кроме оперы и джаза? Слышали ли наших уральских рок-исполнителей
— Знаю всех. Я очень всеядна в плане музыки. Чичерина — очень смешная, по-хорошему смешная. Мимика, артикуляция… она рот так забавно делает. А чистота исполнения — классная. Наизусть конечно не спою, но если, допустим, залезть в караоке…
— Вы поете в караоке?!
— Один раз в год, когда у меня есть настроение, могу с друзьями попеть в караоке. Что-то из репертуара Аллы Пугачевой или старые песни Ильи Резника. «Телефонную книжку» с удовольствием пою. Как-то спела «К единственному нежному» Любы Успенской — почему нет? Это ведь только для своих, не всерьез. А еще конечно, с удовольствием пою Синатру, джазовые композиции.
Хибла призналась, что знает уральский рок. Фото: Свердловская филармония
— Вы обладаете бесчисленным количеством наград, в том числе, национальной театральной премией «Золотая маска» как «Лучшая оперная певица».
— Я благодарна за все награды, раз они есть — значит, я заслужила. Главные для меня — Гран-при X Международного конкурса имени П. И. Чайковского и звания «Народная артистка Абхазии» и «Народная артистка России».
— Вы много занимаетесь благотворительно
— Да, но про многие мои дела никто не знает, и никогда не узнает. Важно, что это знаю я, мои близкие и небо. В мире много горя и часто достаточно сделать малость, чтобы помочь.
В Свердловской филармонии Хибла Герзмава выступила 5 ноября. Послушать оперную певицу мирового масштаба собрались слушатели из Екатеринбурга, Москвы, Новосибирска, Челябинска и других городов.
На память любимой оперной певице от поклонников из Екатеринбурга коллаж с фото. Фото: Свердловская филармония











