«Могу дать гостю пятюню». Самый добрый официант Екатеринбурга рассказал о своей профессии
— Позвольте мне вас заинтриговать. Закройте глаза, представьте себе вкус салата «Цезарь». Представили? А теперь забудьте! — Сергей, официант гастробара «Момо» к каждому клиенту старается найти свой подход: кому-то расскажет историю из жизни, кому-то — загадает загадку или пошутит. «Моменты» предположили, что имеют дело с самым находчивым официантом Екатеринбурга. И пообщались с ним об особенностях работы, о том, как расположить к себе недовольного клиента и узнали, что должен уметь профессионал.
Фото: Анна Майорова
Я работаю в этом заведении два месяца — с самого его открытия. Мы с Ростиславом (напарник Сергея — прим.ред.) самые молодые в команде — нам по двадцать лет. И я единственный, у кого прежде не было опыта работы официантом. Кажется, я прошел собеседование благодаря своей харизме.
Я стараюсь налаживать близкий контакт с гостем и придумать какие-то особенные штучки про блюда в меню. Обычно это импровизация. Недавно рассказывал одной женщине о том, как мой брат-охотник делает настойку из киноа. Несколько дней назад приходила одна пара, они были у нас впервые. Я рассказал им о мозаике, которая украшает потолок, а они, оказывается, из крупной компании, которая занимается ремонтом, стали показывать мне свои фотографии — контакт налажен.
Мы с Ростиславом самые молодые в команде. Фото: Анна Майорова
Идеальный официант должен быть дружелюбным, милым и искренне улыбаться. Гости чувствуют неестественную улыбку. Я улыбаюсь, потому что у меня хорошее настроение. Официант должен уметь удивлять. Я, например, удивляю своим ростом. У меня как-то автоматически получается оставить проблемы за стенами заведения.
Я всегда здороваюсь и прощаюсь с гостями. Бывает, спрашиваю, как у них дела, как погода на улице. Когда подхожу, всегда предлагаю ему воду, потом ищу личный подход. Есть парочка клише, например: «Меня зовут Сергей, и я буду вашим личным двухметровым официантом».
Вкусный кофе — это искусство. Фото: Анна Майорова
Мой первый заказ был на столик, за которым сидело восемь девушек. Я волновался, потому что у каждой был свой счет — старался ничего не перепутать. Старался шутить. Вообще, с юмором у меня не очень, я знаю мало анекдотов, у меня обычно хорошо заходит точечные шутки.
Такая работа может научить работать в команде, привить вкус к хорошим напиткам и блюдам. Со временем учишься лучше контролировать память.
Меня зовут Сергей, и я буду вашим личным двухметровым официантом. Фото: Анна Майорова
Русские люди любят быть успешными, поэтому даже если ты зарабатываешь 60-70 тысяч, работая официантом, все равно встретишь пренебрежение: официант, мол, это не статусно. Я считаю, что в качестве подработки для студентов такой труд очень хорош, но нередко вынуждает тебя пренебрегать учебой.
Клиенты меня обычно не раздражают. Мы, высокие люди, вообще по натуре своей добрые. Можем только покалечить (смеется). Если возникают какие-то «запарные» ситуации и недопонимание в команде, стараемся все решать на месте. Твое настроение зачастую зависит от настроя коллектива, если оно — на высшем уровне, то и у тебя все хорошо.
Я всегда здороваюсь и прощаюсь с гостями. Бывает, спрашиваю, как у них дела, как погода на улице. Фото: Анна Майорова
Если у кого-то появилась претензия, ты должен поступать по-человечески: выслушать проблему, извиниться. Ты сглаживаешь углы, и конфликт сходит на нет. Как-то раз я перепутал суп и вынес девушке не то, что она заказала. Мне удалось убедить ее в том, что это блюдо стоит попробовать и все закончилось хорошо.
Официант не может спорить с клиентом, он может его только поправить, рассказать, из чего состоит блюдо.
Чтобы лучше наладить связь, я могу присесть к гостю за стол. Один мужчина очень удивился: «Вам так можно?». Если я вижу, что у меня хороший контакт с посетителем, могу дать ему пятюню. У нас нет панибратства, просто хорошие отношения с гостями.
У замкнутого и необщительного человека куда меньше шансов овладеть такой профессией — тут все связано с коммуникацией.
Главное для меня — не чаевые, которые оставит гость, а приобретенный опыт.
Со временем учишься лучше контролировать память. Фото: Анна Майорова
Отношение к представителям моей профессии изменилось: теперь я оставляю больше чаевых своим коллегам по ремеслу.
Плюнуть в кофе посетителю?! Люди так делают? Серьезно? [хватается за голову].
Два раза мне оставляли номер телефона, сегодня — уже в третий раз. Как-то раз пришел гость подарил шапку с изображением боя Поветкина со Стиверном — у нас с ним завязался долгий разговор на тему бокса.
Мы постоянно собираемся на пятиминутки в начале рабочего дня. Говорим о том, какие события произошли в мире, может, удастся это уместно ввернуть в разговоре. Недавно я рассказывал гостю о том, что в Греции было минус четыре градуса и не работали школы и детские садики. У нас тогда был пик морозов.
Я считаю, что в качестве подработки для студентов такой труд очень хорош, но нередко вынуждает тебя пренебрегать учебой. Фото: Анна Майорова
Основная трудность — когда нужно обслужить разом три стола. Ты отслеживаешь, чтобы все было своевременно: вынес салат — увидел, что человек доел — вынес горячее — потом десерт. Для меня важно, чтобы человек не сидел долго с пустой тарелкой. Даже если я что-то проворонил, приходит на выручку кто-то из команды: указывает, где и что забыл.
Бывает, я вынес, все, что нужно. Тогда могу просто пройти между столов, забрать пустые тарелки, пообщаться с гостями. Просто так.











