В Ельцин Центре поставят спектакль о Чеченской войне
До конца сезона на театральной площадке Ельцин Центра — «В центре» появятся как минимум три новых репертуарных спектакля в дополнении к «Карусели» по пьесе Валерия Шергина. Первым станет «Война, которой не было» о Чеченской кампании. Премьера назначена на 4 марта. Режиссер Семен Серзин, знакомый екатеринбуржцам постановкой «СашБаш» в ЦСД, взял за основу дневники Полины Жеребцовой, которая жила и взрослела в Грозном во время войны. Почему он обратился к этой теме и каким будет спектакль, «Моменты» узнали у самого режиссера.
Фото: Михаил Евстафьев
— С чего начинался путь к этому спектаклю?
— Задумка поставить этот спектакль появилась около года назад. В фейсбуке меня нашла Полина Жеребцова, рассказала о своих дневниках (они изданы книгой «Муравей в стеклянной банке»). Потом стали искать площадку, на которой можно было бы реализовать идею. Спектакль репетировали неделю в декабре — вместе с актрисой Екатериной Соколовой готовили инсценировку дневников, в январе работаем над ним уже две недели. Фактически — это моноспектакль, хотя на сцене есть еще двое музыкантов, которых играют Дмитрий Зимин и Иван Попов. Все трое — артисты Театра драмы.
— Что это за дневники, по которым поставлен спектакль?
— Полина Жеребцова родилась и жила в Чечне, в городе Грозном, а с 1994 по 2004 год вела дневник, то есть с 9 до 19 лет. Жила вместе с мамой и записывала все, что происходило вокруг. В них — еще мирный период, до начала войны и обе чеченские кампании, и «мирное» время после. Это взгляд на жизнь и смерть глазами ребенка, в этих текстах нет общепринятого понимания, нет политики и оценки происходящего — есть ощущения ребенка, потом подростка, девушки — иногда очень точные, трогающие за живое, порой наивные, но очень честные. Война и смерть здесь переплетена с очень простыми темами, с которыми сталкивается ребенок: дружбой, ненавистью, первой влюбленностью, предательством…
— Почему решили обратиться к теме Чеченской войны?
— Для меня эта история в каком-то смысле выходит за рамки только войны, это во многом отражение эпохи 90-х, которые пришлись в том числе и на мое детство. В этих дневниках есть строчка, не помню дословно, но: «Историки потом напишут про нас как про потерянное поколение». И, мне кажется, сейчас прошло уже достаточно времени, это время стало историей — и можно попытаться отрефлексировать и осмыслить события, которые тогда происходили. Как-то неслучайно видимо совпало и то, что этот спектакль будет поставлен именно в Ельцин Центре.
Фрагмент дневников Полины Жеребцовой Фото: wikimedia.org
— Как вам поступило предложение от Ельцин Центра?
— Мы с Натальей Санниковой сотрудничали и раньше, когда она работала еще в Центре современной драматургии. Я там поставил спектакль о Башлачеве — СашБаш. И сейчас, когда она возглавила театральную платформу в Ельцин Центре, она мне предложила сделать спектакль.
— В чем особенности постановки?
— Не стоит ждать от этого спектакля каких-то особенных режиссерских ходов. Нам важно было сохранить его документальность, рассказать историю. Поэтому в первую очередь мы сосредоточились на содержании и авторском тексте. Полина, к сожалению, на репетициях присутствовать не может, потому что живет сейчас в Финляндии. Но хотелось бы увидеть ее на премьере.
— Вы планируете и дальше работать на площадке Ельцин Центра?
— Конечно, хотелось бы продолжить сотрудничество и думаю, это вполне возможно. У нас с Ярославой Пулинович есть замысел спектакля, который мы собираемся реализовать на театральной платформе Ельцин Центра. Надеюсь уже этой весной его осуществить.
— Вы из Санкт-Петербурга, а работаете сейчас здесь. Не сложно жить на два города?
— Я работаю в разных городах, постоянно перемещаюсь. Поэтому для меня никакой проблемы в этом нет.
Семен Серзин Фото: личная страница Семена Серзина в соцсети