«Их бесит эта «домашка». Жизнь учителя в школе: от ненависти до фанатизма
Молодой педагог, успевший к 23-м годам стать завучем, рассказывает на «Моментах» про реальное положение дел в школе.
В минувшем учебном году мне посчастливилось давать мастер-класс для свежеиспеченных педагогов, 2016 года выпуска. На этом занятии присутствовало около сотни человек. То есть, практически все, кто в том году решил пойти работать по специальности. Насколько мне известно, дипломы педагога в вузах и колледжах города получает не менее полутора тысяч человек ежегодно. Арифметика проста — до школ дошло меньше десяти процентов выпускников. Я не буду ничего говорить о причинах или о престиже профессии, а попробую объяснить, почему не это является проблемой.
Молодые педагоги приходят в школу ежегодно и в количестве, которого, казалось бы, требует текучка кадров. И любое министерство, департамент или управление, причастные к образованию, эти цифры видят и облегченно вздыхают. Ведь все нормально: есть естественный прирост и отток. Только вот беда. Текучка в коллективе происходит за счет постоянного обновления молодого педсостава.
Первая причина текучки молодых — крах представлений о школе. Когда они проходили педпрактику, то им улыбались, давали проявить себя, помогали. А теперь им выдали несколько классов, которые неоднородны по уровню знаний, темпераменту, и вообще их бесит эта «домашка». Молодой учитель с ужасом осознает, что уроки у него каждый день и подготовка идет не к одному, а сразу к трем. Тут еще и тетради надо проверить.
Вторая причина текучки молодых — ученики. Они всегда проверяют молодого педагога на прочность, и чем старше, тем жестче. В мой первый год школы я видел, как восьмиклассники изводят коллегу-историка: он был близорукий, тихоголосый, робкий, нелепо одевался — для детей причин достаточно. В конце года он швырнул стулом в их направлении, за что и был уволен (никто не пострадал, к счастью). Ситуация частая. Еще чаще — это осознание того, что ты ненавидишь детей.
А есть еще и родители. Молодого учителя проще напугать. Достаточно потратить вечер и найти его профиль в соц. сетях. Или обвинить в поборах и написать в прокуратуру, если учитель некорректно сформулировал фразу о необходимости платить за питание не из его кармана.
И о коллегах. Мое любимое! Вам повезло, если вы мужчина-педагог, так как вы станете второстепенным героем романа «Тридцатилетняя женщина» и проблем не сыщете. Педагогам — девушкам в этом смысле меньше везет. Вы своим присутствием будете напоминать коллегам о том, что те уже немолодые, или уже не такие активные, или уже менее профессиональные. Банальная зависть к чужому человеческому счастью никуда не делась. Близкого мне талантливого педагога старшие коллеги буквально выжили за один год, сделав все возможное, чтобы та не смогла остаться в этой школе. Преувеличиваю? Нет. Это была моя жена.
Самая главная причина текучки — слишком явные перспективы. Не «туманные», а слишком явные. Вы всегда знаете, что будет через неделю, месяц, год, декаду будут: обед в столовой, одинаковые дети, та же зарплата, новые образовательные стандарты, много бумажной работы, проверка тетрадей, специфические коллективные мероприятия.
Николай Шабуневич. Фото: Александр Мамаев











