Эдуард Кубенский: «Екатеринбургу нужно вернуть статус закрытого города»

28 марта 2016, 11:53

Эдуард Кубенский, архитектор и глава издательства Tatlin сделал для Екатеринбурга немало. Но, скорее всего, может больше. У него есть фантастические идеи — построить лифт в космос или создать радугу над плотиной, которые изменят образ города, но вряд ли оперативно улучшат условия жизни в нем. Но также Кубенский предлагает реальные и правильные проекты: превратить инфраструктуру железной дороги в парки, создать «Набережную от ВИЗа до НИЗа», а двор здания мэрии закрыть стеклянным куполом, по образцу Гостиного двора в Москве. Архитектор и издатель рассказал «Моментам» каким он видит будущее Екатеринбурга и к чему должен стремиться город, чтобы достойно встретить свое 300-летие.


Эдуард Кубенский: «Екатеринбургу нужно вернуть статус закрытого города»

Фото: Фото: Александр Мамаев

— Можно ли к 300-летию Екатеринбурга, которое будет отмечаться в 2023 году, успеть превратить город в конкурентоспособный, удобный для жителей мегаполис?

— Ну, к 300-летию точно не успеть. Это дата — своеобразная грань. На мой взгляд, правильнее задумываться не над тем, что мы успеем к юбилею Екатеринбурга, а как мы будем жить после этой даты. К таким мероприятиям обычно выделяются федеральные деньги и очень важно ими правильно распорядиться. Мы можем, конечно, построить еще одну ветку метро. Но сделает ли это наш город счастливее и лучше? Жители двух районов, наверное, обрадуются, но остальным будет все равно.

Вы знаете, 300 лет исполнится не только Екатеринбургу, но еще и Перми. Там тоже думают над тем, как встретить свое 300-летие. Мне кажется, это повод построить между нашими городами сверхскоростную железнодорожную магистраль и привести в порядок железнодорожную инфраструктуру внутри Екатеринбурга и Перми, ведь и там и здесь Транссиб проходит прямо по телу города, разделяя его на части. Но если построить новые вокзалы, за пределами исторических центров наших городов, а существующие инфраструктуры железной дороги превратить в парки с прогулочными трамвайчиками, то эти территории уже будут выступать объединяющими началами генпланов и Перми, и Екатеринбурга. Наверное, для реализации такого замысла нужно не меньше 300 млрд рублей — все сходится!


Фото: Александр Мамаев


Чтобы Екатеринбург стал заметной точной на карте, ему нужна сверх идея, которая была у нас в 1920-1930 годах. Здесь строили огромные машины, огромные (по тем временам) дома, словом то, чего никогда не существовало. Ради этой цели все объединялись. Сейчас также нужна глобальная цель, пусть даже фантастическая, например, строительство космического лифта или радуги над плотиной. А может и то, и другое вместе. Чтобы все со стороны смотрели и думали — «зачем это им нужно?». Но все бы знали и говорили о нас.

Может быть, нам нужно вернуть статус закрытого города. Создать здесь супердорогие гостиницы, какие-то объекты и пускать сюда людей только по спецвизам.

Тогда, возможно, какие-нибудь иностранцы узнают о том, что мы закрылись и захотят узнать, что же здесь такое, и поедут к нам за любые деньги.

— Ваша идея вынести железнодорожный вокзал с его нынешней площадки и превратить территорию, занимаемую железной дорогой в парк, кажется вполне вероятной. А есть ли еще какие-то идеи, реализация которых, по вашему мнению, пойдет на пользу Екатеринбургу?

— По-моему, Екатеринбург — вечно молодой город. Мало того, что он каждые 70-80 лет меняет свое имя, он меняет и свою парадигму. То он промышленный центр, то купеческий город, то гигантская стройка, то «деловая колбаса». Екатеринбург вроде ребенка, которому все хочется попробовать. И это очень хорошо!

Меня как-то пригласили на круглый стол, который проходил в рамках уральской индустриальной биеннале. Обсуждалась тема культивации авангарда, чтобы он и культура в целом стали двигателем экономики Екатеринбурга. Я, честно сказать, уже немного утомился от авангарда, а если быть более точным, то от его эксплуатации. Лучше уж самим стать авангардом, или, если такое невозможно, смирится с тем, что мы аръергард!

Фото: Александр Мамаев

В нашем городе есть тренд — «валить» лет в 25. Если не за границу, то хотя бы в Москву или Санкт-Петербург. Почему это происходит, вопрос отдельный. Но сегодня у нас есть капитал в лице тех, кто еще не уехал.Так может создать для них самые лучшие школы, детские сады, университеты? Сделать их такими центрами притяжения, чтобы какие-нибудь американские дети приезжали к нам учиться. И тогда уже их родители будут следить за инфраструктурой, социальной сферой... Ведь не захотят же они, чтобы их дети жили в плохих условиях.

Это, конечно, может показаться утопией, но и конструктивизм тоже был когда-то утопией. Прогресс не стоит на месте. Технический директор Google Рей Курцвел сказал, что в ближайшие 20 лет человечество решит вопрос бессмертия, а тут такая мелочь — перемещение в пространстве, всего-то и делов, построить где-нибудь в окрестностях Екатеринбурга адронный коллайдер, разогнать его как следует и открыть портал перемещения в пространстве. Ну не строить же его под Москвой, жалко будет, если нашу великолепную столицу сожрет черная дыра.

Наша проблема в том, что мы планируем на короткие сроки и не хотим выйти за рамки этих планов. Мы боимся глобально мыслить. А ведь если дать себе волю, то мы могли бы реализовать гораздо больше.

Людей интересуют короткие деньги, поэтому планировать на десятилетия вперед никто не хочет. Мы рассматриваем свою Родину, как колонию. У меня была идея сделать набережную реки Исеть полностью пешеходной зоной — от Верх-Исетского завода до Нижне-Исетского. На ВИЗе есть своя площадь, храм, набережная. Это все можно облагородить, вынести завод за город и построить там музеи, галереи, кафе и рестораны. Я хотел, чтобы человек по берегу мог преодолеть это расстояние (около 25 км) пешком или на велосипеде. Это пространство само напрашивается быть музейным кластером. Почему, например, не подарить жителям ВИЗа Эрмитаж, зачем тащить его на Вайнера? Почему не подарить окрестностям НИЗа музей конструктивизма? У нас же набережная разделена на куски, которые принадлежат разным владельцам, которые, в свою очередь, стремятся застроить территории какими-то глухими кварталами, оправдывая это дворовыми трендами.

Это XIX век, мы строим замки и неприступные крепости, в то время как весь мир взял курс на стирание границ.

Ведь если задуматься, то от такого глобального проекта, как «Набережная от ВИЗа до НИЗа», выиграют в первую очередь владельцы прибрежных территории, они получат в итоге маркетинговое исследование, а значит, опираясь на них, смогут гораздо больше заработать.

Фото: Александр Мамаев

Вы когда-нибудь были в здании администрации Екатеринбурга? Видели внутренний двор? В центре стоит странное одноэтажное строение, по периметру припаркованы автомобили мэрии и установлены мусорки заведений, которые арендуют площади в этом доме. Одним словом хламовник! Если представить, что администрация — это самое сердце города, то получается, что в этом сердце помойка!?

А ведь, любой урбанист скажет, что с точки зрения экономики — это самое дорогое место в городе. Мусорный контейнер здесь не приносит городу ни рубля, лишь убыток в чистом виде. Этому месту срочно нужен проект реновации. И если город не может сам осилить эту тему, он должен привлечь коммерсантов, способных поднять такой девелопмент. Судя по сложившейся ситуации мэрии нужен лишь один этаж для парковок и всего прочего. Если в этом дворике вырыть несколько этажей, то хватит и ресторанам, и парковку платную можно оборудовать, а на верху сделать площадку, зимой там елку ставить и каток заливать. Сверху это все закрыть стеклянным куполом, по образцу Гостиного двора в Москве. Это было бы чудесное место на котором город не только мог бы зарабатывать, но и гордится, принимая там гостей.

Фото: Александр Мамаев

— Один из кураторов биеннале в Екатеринбурге Ли Чжень Хуа задался вопросом: стоит ли испытывать сожаление, глядя на то состояние, в каком сегодня находятся объекты конструктивизма. «В таких случаях мы всегда сталкиваемся с очень сложным выбором, как поступить. Мы можем „привязаться“ к тому времени, когда здания построены: если их восстанавливать, то в изначальном виде. Или оставить их разрушаться, чтобы напоминать нам, что время есть время». Екатеринбург, на мой взгляд, идет по третьему пути — пытается вписать старые здания в современную канву. Какой из путей, по вашему мнению, является наиболее правильным?

— Это философский вопрос. На мой взгляд, единственно правильный путь — это оставаться в настоящем. То, что нам сегодня нужно, то и стоит делать. И двигаться в будущее, это естественный процесс. Я смотрел исторические документы и нигде не находил сведений о том, что в XIX веке кто-либо занимался сохранением памятников архитектуры. Все это началось намного позже, пожалуй, после Второй мировой войны, когда появилась потребность показать, что было что-то до Гитлера. Тогда и появились правозащитные организации, Архнадзоры, ВООПИКи и так далее.

То, что мы сейчас почитаем как памятники конструктивизма, создатели называли домами переходного периода. Тогда люди строили новое общество, в котором должны были жить люди новой эпохи. И потребовалось построить здания, чтобы живущие там люди перестраивались на новый лад. Архитекторы строили эти дома с мыслью, что их придется убрать и на их месте построить «дворцы коммунизма». То, что мы сегодня возводим, это не что иное, как «дворцы коммунизма», только идеология сменилась.

Вот, например, «Тихвинъ» — это настоящий дворец только уже капитализма. Он построен по тому же принципу, что и «Городок чекистов» — закрытая территория и полное самообеспечение.

Но я вовсе не призываю все разрушать. Если здание способно нести свою основную функцию, создавать комфорт для горожан, то его, конечно, нужно его сохранять.

Правозащитников, как правило, волнует только внешняя часть здания. А то, что внутри — уже не так важно. Если в здании снесли перегородки, установили подвесные потолки, то это уже не сохранение, а игра в сохранение памятников. Жизнь все равно идет вперед, и чем больше мы будем цепляться за старое, тем меньше будем поспевать за временем.

Фото: Александр Мамаев

— Екатеринбург обогнал Москву и Санкт-Петербург по количеству торговых центров на 1000 жителей. Такие темпы строительства ТЦ это хорошо или плохо для города? Можно ли что-то сделать, чтобы жить в городе стало лучше?

— Есть рынок и если какой-нибудь девелопер решил построить очередной торговый центр, то хочется верить, что сначала он провел маркетинговые исследования для данной территории, застраховался от того, что у него не будет арендаторов.

Я вот, как издатель, знаю, что в 2037 году перестану издавать бумажные книги, так как они никому не будут нужны.

Точно так же с ТЦ. Наступит время, когда люди будут все покупать в интернете или того лучше — в домашних условиях активировать атомы, программируя их будущее предназначение. Другими словами, берешь из своего сундучка горсть атомов, бросаешь их в «микроволновку» и достаешь из нее курицу или деталь для своего автомобиля или даже телескоп Хаббл (если атомов хватает). Зачем тогда ТЦ? Уже сегодня в США 30% товаров покупается через сеть. И до нас это все тоже дойдет. Тогда, возможно, существующие здания ТЦ будут сносить и на их месте строить что-то новое, а может их переделают под галереи или музеи.

Фото: Александр Мамаев

— Вы стали автором скульптурных композиций возле «Пассажа». Если опустить технические недоработки при реализации этого проекта, то, как вы считаете, насколько люди готовы к восприятию подобных объектов? Пришло ли время необычных форм?

— Для меня это скорее виртуальный проект. Я прекрасно отдаю отчет в том, что являюсь частью команды, и даже частью чьего-то замысла. Это проект «Малышева 73», администрации Екатеринбурга и голландского архитектурного бюро КСАР. Более того, я понимаю, что представляет собой архитектура «Пассажа», что было на его месте и даже то, что могло было бы быть, — я же архитектор.

Так вот если бы я был архитектором всего это проекта, а еще лучше его владельцем, то, возможно, мы бы имели сейчас совсем другую историю, но к сожалению я — не тот и не другой. Я, Эдуард Кубенский, а это значит, что мне интересно все, что происходит вокруг: интересно место в котором я живу, интересны люди с которыми я работаю, интересно делать открытия.

Моя часть проекта в сквере возле «Пассажа» — это открытие. Открытие уральских орхидей. Бродя по уральским болотам, на самом деле очень сложно обнаружить орхидеи. Некоторые из них настолько малы, что их почти не видно в зарослях травы, другие начинают цвести только на 17-ом году жизни, а третьи вообще первые пять лет не вылезают из земли. Они очень капризные и необыкновенно красивые растения. Создавая рисунки на предложенных голландскими архитекторами конструкциях, я хотел чтобы зритель испытал те же переживания что и я — мне было важно чтобы он сделал свое открытие уральских орхидей, чтобы он искал их взглядом в «зарослях» Площади 1905 года, а найдя их радовался как ребенок, получая в ответ световой заряд во всем спектре цвета.

И я вам даже больше скажу, мне нравится, что сквер сегодня, отчасти, напоминает болото, с его ржавыми «кочками», невысокими деревьями, выходящими на поверхность земли водами (игровыми фонтанчиками) и я бы даже хотел чтобы там поселились лягушки и ящерки, чтобы на основе этого парка можно было бы рассказывать гостям города о природе Урала.

Мне кажется, такая концепция гораздо богаче того если бы здесь разбили регулярную структуру на манер Петербурга. Болота, знаете ли, не только участки ландшафта, характеризующиеся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью, болота — санитары экосистем. Не случайно, что именно на болотах растут орхидеи. «Еще рано любоваться красотами наших болот, орхидеи еще не зацвели» (А.К. Дойл).

Самое популярное

Читайте также в разделе Люди


вверх