Как живут иностранцы в Екатеринбурге. Шесть историй о суровой зиме, русской душе и уральской кухне
Фото: Павел Кирбятьев
В Екатеринбург приезжают самые разные люди. Говорящие на других языках и привыкшие к иному климату. Но в силу обстоятельств они живут и работают в городе на границе Европы и Азии. Посещают театры и музеи, ходят на футбол, в рестораны и магазины, гуляют в парках. Не чувствуют ли они себя чужими на Урале и хватает ли им человеческого тепла вдали от родины?
Шесть человек, которых принято называть экспатами (от англ. expat и лат. ex patria — «вне родины»), рассказали «Моментам», что их привело в Россию и как им живется в Екатеринбурге.
Дипломат Себастиан Рейнхольд, Германия:
«Мне нравится грузинская кухня»
Себастиан — атташе по культуре и прессе генерального консульства Германии в Екатеринбурге
Фото: Павел Кирбятьев
До Екатеринбурга был небольшой городок в Поволжье, поэтому я немножко ориентировался и, прилетев в Кольцово, ничему не удивлялся.
Очень мне нравится зима в России: длинная и снежная. Можно и на лыжах побегать, и на каток пойти. Но, честно говоря, немножко не хватает солнца. Его хочется видеть уже в марте.
В Екатеринбурге можно найти любые товары и продукты, которые есть в каждом европейском городе. Это приятно — не надо отказываться от чего-то привычного. В том, как провести свободное время тоже нет никаких ограничений. Я был в театре музыкальной комедии. В драматическом театре смотрел «Мастера и Маргариту». Было интересно: это же классика русской литературы. Роман я читал, но там много тонких моментов, которые трудно понять иностранцу.
На хоккей ходил. Смотрел баскетбол — играли девушки УГМК. И настроение было... получше было, чем у хоккеистов. Можно найти спортивный зал, чтобы держать себя в форме. Я регулярно занимаюсь в группе, где я — единственный иностранец, но ко мне хорошо относятся.
По сравнению со многими коллегами-дипломатами, я живу в безопасном городе, где даже ночью можно свободно передвигаться.
Для меня, человека из Европы, который любит путешествовать... Екатеринбург расположен не очень удачно (улыбается) — между Европой и Азией: приходится долго лететь. Хотя можно путешествовать на машине или на поезде — так я побывал в Казани, Тобольске.
Я поработал во Франции, в Лионе - столице французской кухни, научился любить хорошую еду. В Екатеринбурге полюбил грузинскую кухню в «Хмели Сунели». Лимонады там замечательные. И вино.
Немецкие рестораны — я вижу, что их создатели очень стараются. Вот RatsKeller - много деталей из Германии, пиво неплохое. Еда, конечно, немножко другая. Но я и не ожидаю, что это будет настоящая немецкая кухня. В Германии, если хочется шницель, то буду есть тот, что мама, либо бабушка приготовит. Поэтому сравнивать немецкий ресторан здесь и ресторан в Германии мне сложно.
Балерина Мики Нисигути, Япония:
«Иногда страшно говорить с людьми»
Мики - балерина Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета
Фото: Павел Кирбятьев
В Екатеринбургском театре оперы и балета я танцую третий сезон. До этого два года училась в Санкт-Петербурге, в знаменитой Академии русского балета имени Вагановой. Я выбрала Россию, потому что люблю русскую школу балета.
Когда я приехала в Екатеринбург, уже лежал снег и мне было очень холодно. Вообще, мне город нравится, но, например, не хватает цветов. У нас в марте-апреле уже тепло, солнце светит, сакура цветет. А когда здесь будет лето, я уеду на каникулы в Японию.
Мне нравится, как выглядит наш театр вечером, когда он освещен огнями. Еще люблю гулять в центре, на Плотинке, но только когда тепло. Зимой — в кино хожу, на веселые фильмы. А в Японии, наоборот, редко выбираюсь в кинотеатры — билеты дорогие.
Мне иногда бывает страшно первой заговорить с людьми. Я не очень хорошо говорю по-русски и всегда переживаю из-за этого. А по суровому виду уральцев сложно оценить — понимает ли меня человек. Русские на первый взгляд кажутся неприветливыми, но, когда сближаешься — оказывается, что они очень доброжелательны.
В Японии же человек может предложить тебе помощь не желая этого: там не принято показывать своего настоящего отношения. А в России что думают — то и говорят.
Иногда случаются странные ситуации. Недавно я хотела купить холодильник, спрашиваю — есть ли что-нибудь поменьше, подешевле. А продавец сказала «Не знаю» и просто ушла, оставив меня в полном недоумении одну среди техники.
Преподаватель Радан Капуциан, Чехия:
«Я забыл в России, что такое удивляться»
Радан преподает чешский в Уральском федеральном университете
Фото: Павел Кирбятьев
Екатеринбург — город своеобразный. На Урал, на Россию нельзя смотреть через европейскую «оптику»: здесь все по-другому. У нас в Праге купил проездной — в карман. И катаешься везде, вплоть до фуникулера. А здесь эта «Е Карта», мне она не выгодна. Помню в августе я вылетал из Праги, когда там было +32. Прилетел в Екатеринбург и тут −2. Слава богу, я был в брюках. Открыл чемодан, натянул сверху еще одну рубашку. Пограничники так смотрели!
Например, ты — сотрудник университета. Получаешь пропуск на год, потом продлеваешь контракт. Пропуск должен продлеваться. Но... нет пластиковых карт для него нет. Мне на вахте говорят у вас просрочено. Слава богу, я носил тогда с собой трудовой договор и смог пройти на консультацию без пропуска.
Труднее всего привыкнуть к бумажкам: нуждаешься в аудитории с проектором — напишешь бумажку, у завкафедрой подпишешь, у замдекана, идешь дальше...
Хотя русские люди мне нравятся — это братья славяне. У нас в Шумаве — граница с Германией. И вот у нас, как здесь, детская площадка, скажем, с не очень новыми дорожками... И это привычно. А эти немцы ... мне иногда кажется, что у них цветы растут по квадратам. Прелесть России, именно в том, что она не идеальная.
Мне, например, неуютно в доме, где все аккуратно, ничего нигде не валяется, даже газеты на столе... Я себя чувствую, как на складе, в ателье мебели.
Доктор Чен Ган, Китай:
«Здесь спится не так сладко, как в Китае»
Доктор Чен — один из главных специалистов Центра Тибетской медицины «УГМК-Здоровье»
Фото: Павел Кирбятьев
Я приехал в Екатеринбург после Москвы, и город произвел ощущение спокойного места: там все стремительно, а здесь — люди, как будто, успокоились. Если сравнивать с Китаем, то здесь много зеленых деревьев, чистый воздух и голубое небо.
Есть ощущение, что у вас очень много людей, страдающих депрессивными состояниями. Еще проблема — плохо спят. Даже у меня сон тоже стал хуже. И все китайцы это отмечают. Раньше мы даже не могли представить, что такое «поспать плохо». Сейчас мы спим, конечно, но не так сладко, как в Китае.
Я бы хотел отправить ребенка в ваш детский сад. Его бы это научило некой независимости и самостоятельности. Ваши воспитательные методики лучше китайских, они помогают лучше раскрыть уникальность детей.
Мне очень нравится Ганина Яма. Место имеет сакральный смысл, атмосфера положительно действует на ум, на нервную систему, и помогает человеку успокоиться.
Я считаю, что русские люди добрые и простые. Когда общаешься, нет необходимости додумывать, пытаться разгадать скрытые мотивы. Если вам что-то нравится, то нравится, если не нравится — то это тоже понятно. А пару дней назад один из соседей нашел китайский телефон и попросил помочь найти хозяина. Меня это даже поразило.
Шеф-повар Фаяз Моххамед, Пакистан:
«Здесь родились мои дети»
Фаяз — шеф-повар гриль-бара мексиканской кухни «Мачо Пикчо»
Фото: Павел Кирбятьев
Десять лет назад я прилетел в Екатеринбург на год, чтобы поставить меню в мексиканском гриль-баре (я же работал в Мексике). Но где год, там и два. И три...
Я приехал накануне Дня города из Дубаи. В Эмиратах в это время страшная жара, а здесь — довольно комфортно. По приезду я отправился прогуляться по центру, и был приятно удивлен размаху празднования Дня рождения города.
Здесь красивые, доброжелательные люди, готовые учиться. Я учил их своей кухне без знания языка — английский понимали не все, а я не говорил по-русски. Некоторые сложности с коммуникацией были, но мы справились.
В России у меня появилась семья. В Екатеринбурге я встретился со своей женой Молмол, здесь появились мои дети — дочка Зара и сын Рафи. А значит здесь моя вторая родина. К тому же, за время работы в гриль-баре у меня появилось много друзей.
Все свое свободное время я провожу с детьми. Особенно если хорошая погода на улице, мы идем гулять с ними в парк - в «Мегу» или «Радуга Парк». Жена в это время может от них отдохнуть, ведь шесть дней в неделю я на работе и за нашими малышами приглядывает она.
Конечно же, я иногда скучаю. Примерно раз в полгода на две недели я уезжаю на родину в Пакистан и Дубаи, но всегда возвращаюсь.
Баскетболистка Альба Торренс, Испания:
«Хочу увидеть русский балет»
Альба — атакующий защитник клуба УГМК и сборной Испании
Фото: Павел Кирбятьев
Впервые в Россию я приехала, когда лежал снег. Мы вышли из самолета, и я подумала: «Как же тут холодно!». Начав в Екатеринбурге играть за УГМК, училась ходить по льду. Шла очень медленно и говорила себе: «Спокойно Альба, только не упади». Со стороны это, наверное, выглядело очень смешно: люди идут нормально, а я еле-еле передвигаю ноги.
Самые любимые блюда здесь — это сырники и борщ. К сожалению, спортивная диета не позволяет мне много дегустировать. Переезжая из страны в страну, мы, спортсмены, не замечаем различий местных кухонь, так как спортивное питание везде одинаковое. Но я стараюсь есть сырники при всякой возможности, они очень вкусные.
Я не пробовала, как готовят испанскую еду в Екатеринбурге, но мне было бы интересно. Правда, я не знаю, есть ли у вас рестораны испанской кухни.
Я люблю ходить в Simple Coffee или просто прогуливаться по городу, вдоль реки. У вас очень красивые парки, там я тоже люблю гулять. Но чаще я читаю или просто отдыхаю дома. У меня очень мало свободного времени — мы все время тренируемся.
Хотела бы увидеть русский балет. Думаю, это было бы здорово — в другие театры и кино я не хожу, потому что не знаю русского языка, а танец не требует знания языка.