Большая городская дискуссия: маяк или статуя святой Екатерины. Размышляем о будущем недостроенной телебашни

4 мая 2016, 10:49

В Екатеринбурге вновь заговорили о судьбе недостроенной телебашни. Сначала общественность вспомнила проект реконструкции с храмом на верхушке долгостроя. Затем юрист надежда Абакумова взыскала идею увенчать башню статуей Екатерины: «такой аналог Христа в Лиссабоне». А затем появился и проект, согласно которому строение должно превратиться в постамент для скульптуры покровительницы горняков. Неожиданно он не вызвал отторжения у горожан. В программе «Что это было?» большинство телезрителей «Четвертого канала» заявили, что им «нравится проект «святая Екатерина на телебашне».


Политолог, специалист по культурным политикам, исследователь города Дмитрий Москвин предложил «Моментам» прогноз на будущее: как может выглядеть башня-маяк св. Екатерины. А что думаете вы? 

Сорвать башню

История телебашни в центре Свердловска началась почти 40 лет назад. Фото: Владимир Жабриков

Свердловская телебашня — настоящая уральская история со своими мастерами-самородками, городской амбицией стать центром мира и самоотверженной верой в собственную правоту. После многолетних поисков смыслов самый высокий недострой Урала, кажется, обрел будущее: стать постаментом для скульптуры святой Екатерины.

Дмитрий Москвин не считает появление в Екатеринбурге маяка абсурдным 

Несколько лет назад популярной была настольная игра «Башня», она же традиционные русские баклуши. Аккуратно сложенные друг на друга бруски вытягиваются и перекладываются наверх игроками, цель которых — не допустить падения башни. Каждый ход добавляет азарта, никто не знает, в какой момент башня развалится. Смысл имеет игра, а не результат.

В Екатеринбурге есть своя версия этой игры — «Дострой телебашню». История началась почти 40 лет назад, когда областные власти выступили с идеей строительства телевизионной башни в центре Свердловска. В ней должны были реализоваться амбиция города на столичный статус — ведь она планировалась второй по высоте после Останкинской. Говорят, что первоначально ее называли «Каменный цветок», а значит был у нее и свой Данила-мастер.

В 2013 году был проведен конкурс проектов реконструкции телебащни. Фото: Александр Мамаев

 

Башня должна была стать еще одним символом силы и воли уральского титана, руководителя области Бориса Ельцина, по совместительству большого строителя. В это время он уже возводил в центре здание Белого дома — самого высокого обкома партии в СССР. Подпереть небо — где как не на Урале могла реализоваться такая амбиция? Наконец, башня должна была стать туристическим аттракционом — с вращающимся рестораном и смотровой площадкой, откуда открывался бы вид на среднеуральский пейзаж за пределами города.

Сегодня башня из функционального объекта превратилась в эстетический. Фото: Владимир Жабриков

 

Почти 220 метров башни были возведены за пять лет, но затем прекратилось финансирование и 150-метровую стальную конструкцию с передающими устройствами установить не успели. За последующие 30 лет внешний вид башни почти не менялся: на несколько лет над городом возвысилась надпись «Киса», затертая ради российского триколора. У башни появлялись народные названия — «башня смерти», «черная башня», «вавилонская башня», «фаллос». Горожане настолько свыклись с этим несуразным объектом в центре города, что перестали обращать на него внимание.

Снести башню — дорого, как использвать — не совсем понятно. Фото: Александр Мамаев

Все десятилетия игра в башню не прекращалась. Появлялись новые игроки, которые переставляли очередной «брусок» и заявляли, что у башни большое будущее и она станет символом города. Губернатор Россель даже однажды пообещал приехавшему в город премьер-министру Сергею Степашину, что назовет башню его именем, если Москва выделит денег.

После решения о передаче башни в областную собственность несколько лет назад прошел конкурс проектов, который окончательно зафиксировал, что башня из функционального объекта превратилась в эстетический. Никакой реальной нужды в этой махине нет, снести ее дорого для бюджета, а поэтому единственный вариант — найти способ приспособления.

Варинат реконструкции башни с часовней св. Екатерины на «макушке»

 

И вот в апреле 2016 года грянула очередная новость — башня из самого высокого недостроя на территории бывшего СССР превратится в постамент для скульптуры покровительницы горняков св.Екатерины.

Сергей Жилин, директор компании «Эксперт — девелопмент», автор проекта рассказывает: «Заканчивая в 1995 году школу, я вместе с друзьями залез на телебашню. Впечатление было настолько сильным, что я принял решение поступать в УПИ на гражданско-промышленное строительство, чтобы потом завершить строительство этой башни. Это было моей юношеской мечтой, от которой я не отказался. Когда в 2012 году объявили конкурс на концепцию обустройства башни и территории вокруг, я сразу же предложил проект „Глобальный маяк“. Почему маяк? Потому что высокая и на берегу».

Появление маяка в Екатеринбурге только на первый взгляд кажется абсурдным. Если вспомнить историю города, то с самого его зарождения была идея превратить город в порт за счет строительства системы шлюзов. Даже в сталинский период эта идея обсуждалась всерьез — Свердловск мог стать «портом шести морей», в очередной раз обогнав «порт пяти морей» Москву. Все осталось мечтами. Теперь авторы нового проекта ищут способ, как совместить функцию сухопутного маяка со скульптурной композицией — будут ли у Екатерины сиять глаза или скользящий проектор будет направлен в открытое небо.

Проект, благосклонно приянтый городской общественностью. Фото: Facebook Ярослава Ширшикова

 

Удивительно то, что предлагаемый проект воспринят достаточно благосклонно городской общественностью. Кажется, ему удалось вписаться в городскую идентичность и по-настоящему сыграть на струнах суровой уральской души. Впрочем, это не снимает вопроса, какова ценность это объекта для горожан, что он способен дать городу?

Ярослав Ширшиков, пиар-руководитель проекта считает: «Если говорить на языке прямых выгод для горожан,  то реконструкция башни в маяк — это во-первых, создание центра притяжения туристов со всего света, во-вторых, тысячи новых рабочих мест,  в-третьих, превращение города в культурную столицу Евразии. Если смотреть на этот проект как на только стартующий, мы не можем сейчас оценить колоссальный экономический рост города и всего региона, который повлечет за собой его реализация. Мы строим не военный завод, а научно-культурный центр и туристическим объект, мы вкладываем в будущие поколения, а не в сию минутную выгоду».

Башня-маяк св.Екатерины способна стать способом перезагрузки символического пространства города к его 300-летию. Вместо заводских труб Свердловска и стеклянных офисных центров постиндустриального Екатеринбурга доминантой города станет объект культуры.

 

Самое популярное

Читайте также в разделе Люди


вверх