Создатель «умных городов»: «Екатеринбург может встать в один ряд с Амстердамом и Сингапуром»
Представьте себе богатый мегаполис, но без пробок, с чистыми зелеными улицами и парками, в котором живут счастливые люди. А теперь представьте, что этот город — Екатеринбург. Эти мечты вполне возможно воплотить в реальность, уверен архитектор Smarter Cities в IBM Центральной и Восточной Европы Николай Марин. Вместе со своими коллегами он помогает городам перестроиться и стать лучше. Он рассказал «Моментам», что такое «умный город» и сможет ли уральская столица встать в один ряд с процветающими городами Европы, Америки и Азии.
Фото: Александр Мамаев
«„Умный город“ или Smart City — это территория, характеризующаяся высокоэффективной экономикой и управлением, высоким уровнем качества жизни, бережным отношением к окружающей среде и населением, активно участвующим в жизни города. Жители этого города не обкрадывают своих потомков, потребляя больше ресурсов, чем производят.
Николай Марин
„Умный город“ не определяется количеством установленных датчиков или внедренных алгоритмов — главным критерием здесь является комфорт проживания.
В мире есть множество примеров того, как грамотный подход к обустройству жизни в городе вывел его на качественно новый уровень. Сингапур, Барселона, Стокгольм, Абу-Даби — все эти города можно назвать „умными“, но ни один из них не может считаться эталоном, так как его просто нет. При этом, много из того, что было сделано в этих городах, можно реализовать и в Екатеринбурге. Это, в частности, касается повышения качества и надежности работы систем ЖКХ, транспортных систем, повышения и поддержания высокого уровня общественной безопасности.
Smart City — это бесконечный процесс перестроения всех систем города, его самоулучшение. Здесь нет финальной точки. Однако каких-то результатов можно добиться в достаточно короткие сроки. Например, в Мадриде мы помогли городским властям пересмотреть подход к работе систем ЖКХ. От оплаты по количеству выездов спецтранспорта, который убирает улицы, администрация города перешла к соглашениям об уровне качества. Это дало очень быстрый эффект, горожане увидели, что улицы стали чище, мусор стали вывозить не по какому-то постоянному расписанию, а тогда, когда это действительно необходимо, дороги стали менее загружены машинами.
Smart City — это долгий процесс перестройки всех систем города, а также изменение привычек горожан. Фото: frontendofinnovationblog.iirusa.com
Конечно, масштабные перестройки, подразумевающие большой объем работы, обходятся в миллионы долларов. Но есть и проекты, когда нам удавалось за небольшие деньги сделать важные вещи. Например, один мой коллега, изобретатель в IBM Энди Стенфорд Кларк в своем родном городе предложил властям объявить соревнования для домохозяйств по экономии электроэнергии. Победителей объявили в социальных сетях, и это событие получило большой резонанс. Таким образом, власти потратили незначительные средства, а эффект от экономии электроэнергии был колоссальный. Это пример недорогого и быстрого в реализации проекта.
Средства, вложенные в smart-системы, достаточно быстро окупаются. Например, в Сингапуре, где выстроена работа с водными хозяйствами, водопотери составляют всего 5-7%. Для сравнения, во многих городах России теряется до 25% воды, а в исторических городах Европы ситуация часто еще хуже. Таким образом, экономия получается весьма существенная.
В Екатеринбурге исторически очень сильна культура знаний, я вижу здесь очень много перспектив для проектов smart. Но для этого нужно равное движение, исходящее от властей города, бизнеса и жителей. Проблемы должны решаться комплексно. Власти должны обеспечивать внедрение инноваций во все системы. Задача бизнеса в поддержке властей, но не на благотворительных началах. Бизнес должен увидеть здесь свой интерес и найти себе применение, которое было бы выгодно всем.
Екатеринбург обладает необходимой базой для того, чтобы внедрить smart-технологии. Фото: Антон Буценко
Многие наработки для внедрения smart-технологий в Екатеринбурге, я уверен, уже есть. Например, для организации эффективной работы транспортной системы в Сингапуре IBM потребовалось собрать воедино различые данные о прохождении транспортных потоков, специального транспорта, о загрузке дорог, об их возможностях по статистике о дорожно-транспортных происшествиях. Благодаря этому удалось увидеть шаблоны, по которым обычно ведет себя транспортная система, а также узлы проблем, которые можно быстро решить. Это позволило наладить работу транспорта.
Думаю, в Екатеринбурге подобная информация есть и ей просто нужно грамотно распорядиться. Для того, чтобы проанализировать, например, как взаимодействуют между собой городской и общественный транспорт, как проведение массовых мероприятий, к примеру, в Ельцин Центре влияет на загрузку близлежащих перекрестков, необходимы элементы того, что мы называем smart — то, что позволит посмотреть на проблему комплексно, и предложить многокритериальные решения».
Николай Марин представит реализованные проекты IBM по внедрению элементов «умных городов» в рамках международной конференции по устойчивому развитию городов International Conference on Sustainable Cities, которая пройдет 19 мая на площадке Ельцин Центра. В частности, он опишет решения, построенные IBM в Бразилии (Рио-де-Жанейро), Ирландии (Дублин), Франции (Монпелье) и многих других городах, которые позволили достичь им экономического развития, устойчивого процветания и благополучия городского сообщества.