Мы видим мир их глазами. Одиннадцать историй лучших фотографов Екатеринбурга
Екатеринбург — город «фотографический». Здесь есть и «Дом Метенкова» — единственный на Урале музей фотографии, и недавно появившаяся галерея «Март», где уже состоялось несколько уникальных выставок. Но главное достояние «фотографического Екатеринбурга» — люди, которые создают уникальные кадры. «Моменты» представляют одиннадцать ярких и талантливых фотографов Екатеринбурга.
Мне кажется, что гены фотографа мне перешли от деда: он всегда ходил с фотоаппаратом, снимал детей, внуков. Я с детства проявлял пленки и негативы, печатал. Теперь фотография для меня это все: работа, доход, дело, от которого я получаю удовольствие. Приятные моменты. Часть жизни.
В Екатеринбурге мне не хватает равновесия между современными строениями и зданиями прошлых веков, особняки находятся в печальном состоянии. Хочется, чтобы это все преобразилось, тогда город станет намного красивее.
Я учился у самого лучшего учителя современности — интернета. Мне становилась интересна какая-то тема, и я тут же находил по ней множество советов, применял на практике, получал опыт и результат, с которым уже можно было работать дальше. Кстати, сейчас я веду канал на YouTube, где рассказываю о фотосъемке еды — возвращаю долг, если можно так выразиться.
Пару лет назад я бы сказал, что фотография — неплохо оплачиваемое хобби. Сейчас есть ощущение, что это способ коммуникации с людьми. О фотосъемке мне всегда интересно разговаривать: в ней я разбираюсь лучше большинства, с одной стороны, с другой — то немногое, в чем я, действительно, разбираюсь.
В жанре ню грань между красотой и пошлостью становится очень тонкой, и важно ее не перешагнуть. Фотограф не только запечатлевает окружающее, он по факту создает новую реальность, ограниченную рамками кадра, которая начинает существовать сама по себе.
Своего первого гонорара не помню. Но помню первую съемку, за которую мне не заплатили. Веры в порядочных заказчиков изрядно поубавилось. А в моих кадрах, как и прежде сохраняется намного больше личного, чем ремесла или бизнеса. Это не очень хорошо, как с эмоциональной, так и с коммерческой точки зрения. Не умею впаривать и навязывать клиентам свои услуги: считаю, что, если мы сразу не нашли общего языка — лучше разойтись.
В основе фотографии лежит древнее природное явление, возникающее в разных уголках вселенной, вполне существующее и без человека. Фотография до конца не изучена, непонятно, что есть эмоция, и почему она так влияет на зрителя. Непонятно, как формируются некоторые элементы снимка.
Мы, по сравнению с Западом, находимся в крайне ранней стадии развития. Это заметно и по общему качеству снимков, и особенно по концептуальности
Первый гонорар я получил за снимок, сделанный на первомайской демонстрации: под памятником Ленину кулаком махал губернатор Мишарин. Этот снимок выкупила «Областная газета», а я был горд: меня напечатали в газете.
В свое время на меня произвели очень сильное впечатление автобиографическ
Не стоит смешивать личность фотографа и его стиль. Иногда неординарные личности делают совершенно обычные вещи. И наоборот. Дети заряжают энергией на несколько дней. А фотогеничность целиком зависит от фотографа. При правильных ракурсе, освещении, времени съемки получаются отличные снимки. Или наоборот — «мы можем уродовать всех одним движением пальца».
Может, прозвучит банально, но фотография — это вся моя жизнь. С 1987 года. Снимал по школам, свадьбы, студийные портреты. Был печатником, руководил фотоцентром. Могу точно сказать, что город очень изменился за последние 20 лет. И он уже очень интересен фотографам. Нужно, чтобы он просто был чище.
Фотография в некоторой степени способ самоутверждения, возможность поделиться своим взглядом, показать свой мир. Каким бы ни было техзадание, фотография делается сквозь призму собственных переживаний, мировоззрения. Это некое индивидуальное прочтение.
Екатеринбургу нужны новые площадки — они бы подстегнули заведения, которые уже существуют, к изменениям. Новые события, ивенты, которые тормошат людей в городе и не дают им уныло проводить время. Новые площадки для съемок. Работа организаторов и возможность удивить нас всех активностями. Не хотелось бы, чтобы город, который сейчас кипит, сбавлял темп.
Мне помогает образование. Я закончил архитектурный и хорошо умею рисовать. Первые два года фотографировал совершенно бесплатно, выкладывал снимки на 500px.com, а потом мне предложили напечатать разворот в Digital camera за 300 фунтов. Я обалдел.
До недавнего времени Екатеринбург на мировом рынке фотографии отсутствовал в принципе. У нас, например, нет ни одной хорошей студии, нет никакой инфраструктуры для фотографов. В России все в Москве и немного в Питере. Но главное, у многих фотографов провинция в головах. Мой пример показывает, что популярным можно стать даже из «глубинки». Свои работы я называю классической портретной фотографией с современными элементами.
Раньше я был художником. Для меня живопись — это язык, на котором я разговариваю. И я постарался притащить его в фотографию. Меня очень часто ругают, что это «не фото», что это «кич». Говорят, что у меня есть тема насилия. Но ошибаются. Я закладываю совсем другое. Сюжет моих работ может быть страшным, но там нет никакого треша.
Самое сложное — снимать людей, раскрывать их характеры. Можно создать локацию, придумать идею, найти моделей, но не будет кадра, который цепляет. А можно случайно щелкнуть — неуловимое, то, что нельзя повторить.
Художественная арт-фотография — это отражение автора. Мое внутреннее состояние. Волшебная реальность, созданная за счет вещей, которые создают настроение, атмосферу эйфории. Я мечтала об этой профессии. И когда, наконец, прикоснулась и поняла — это то, чего ты хотела… Такое не забывается!
Моя первая профессия — астрология. Когда я училась в университете, я начала выкладывать фотографии знакомых, родственников. И одна моя знакомая написала: «Я хочу, чтобы ты меня сняла». Была зима и мы просто сняли квартиру в каком-то доме и провели там фотосессию.
Фотография — это художественное произведение наравне с живописью, которое способно донести взгляд автора до аудитории. Я всегда за то, чтобы кадр был наполнен глубиной. Это то, что должно цеплять взгляд. Просто сейчас слишком много фотографов, и выделиться очень тяжело. Редко бывает, чтобы фотограф мог сделать действительно произведение искусства или арт-объект.
У меня уже есть много кадров с конструктивистск