«Поэту не в кайф без героя». Борис Рыжий возвращается — его стихи сыграли на сцене
В Ельцин Центре отметили сорок второй день рождения Бориса Рыжего. Артисты театрального проекта «В центре» вместе с танцовщиками танцевального проекта Zonk’а показали спектакль на его стихи. Поэты из Екатеринбурга, Челябинска и Перми читали свои произведения. Литературоведы, филологи, критики и биографы «певца Вторчермета» говорили о поэзии. «Моменты» вспомнили строчки из его стихов и расспросили о Рыжем участников и зрителей мероприятия.
На чьих-нибудь чужих похоронах,
какого-нибудь хмурого коллеги
почувствовать невыразимый страх,
не зная, что сказать о человеке…
1997 год
«Сказали же про Маяковского, что он „лег бревном в русской литературе — не объехать, не обойти“. Понятно, что Рыжего тоже „не объехать“. И понятно, что Урал для остатков читающей России сегодня в поэтическом смысле ассоциируется почти только с Рыжим, — считает челябинский поэт Александр Самойлов. — У меня к нему отношение, мягко говоря, сложное. Может быть, потому, что если его много читать, то просто рыдать хочется, честное слово. Уж насколько я человек не сентиментальный, но он так сильно давит на эту сентиментальную мозоль, что последней свиньей надо быть, чтобы не заплакать».
Фото: Любовь Кабалинова/ Президентский центр Б.Н. Ельцина
«Рыжий изменил мир вокруг себя. И очень многих в этом мире. Это самое главное, — уверен пермский поэт Антон Бахарев-Черненок. — Он и сейчас остается одним из любимейших моих поэтов, но уже не с той степенью напряга, как раньше. Не знаю, почему… Может быть, я расту? Или деградирую? И, кстати, ни тогда, ни сейчас я не знал и не знаю наизусть ни одного стихотворения Рыжего. И над этим можно думать — это интересный вопрос».
«Для меня Борис Рыжий — одна из вех, на которые можно и нужно ориентироваться, если говорить пафосным языком. Он всегда где-то рядом. Всегда делаешь к нему отсылки. Всегда на него оглядываешься, — говорит Наталья Санникова, руководитель театрального проекта „В центре“. — Рыжий — один из крупнейших поэтов и не только своего поколения. Это расхожее такое клише про поколение, которое он давно перешагнул. Он — фигура огромного масштаба. Фигура грандиозная».
Любовь Кабалинова/ Президентский центр Б.Н. Ельцина
Мой герой ускользает во тьму.
Вслед за ним устремляются трое.
Я придумал его, потому
что поэту не в кайф без героя…
1998 год
«Приятно то обстоятельство, что лирика до сих пор продолжает существовать, несмотря на весь пост-пост-пост-постмодернизм. И Рыжий это прекрасно продемонстрировал. Мы гордились тем, что у нас есть Мамин-Сибиряк, Решетников, Бажов. Теперь у нас есть и большой поэт. Причем поэт, специально ставивший себе задачу прославить это место, — объясняет Леонид Быков, литературовед, профессор УрФУ. — Это же его строчки: „Я пройду, как по Дублину Джойс,/ сквозь косые дожди проливные/ приблатненного города, сквозь/ все его тараканьи пивные…“. Так он Екатеринбург, точнее Свердловск, увековечил. А тем самым и всех нас каким-то образом. Когда поэт уходит из жизни, то часто мы преувеличиваем его творчество и его значение. Особенно, когда он уходит в юном возрасте. Но вот прошло полтора десятилетия, как Бориса не стало, а мы видим, что его значимость нисколько не меркнет, а, может быть, даже увеличивается».
Любовь Кабалинова/ Президентский центр Б.Н. Ельцина
«Борис Рыжий — поэт, которому мы все должны быть благодарны за то, что наш город благодаря ему нанесен на геопоэтическую карту России и занял на ней одно из центральных мест, — уверен екатеринубргский поэт Константин Комаров. -Сплавивший так, что швов не видно, в единое Царское село, Петербург, Свердловск, Вторчермет. Поэт, пропустивший через себя чуть ли не всю русскую поэзию и присвоивший себе очень много в самом лучшем смысле этого слова. Присвоивший не в смысле „своровавший“, а в смысле „сделавший своим“. Только не надо делать из него икону. Он просто мощный поэт, которому все мы должны быть чисто по-человечески благодарны».