«Ну и где здесь искусство? Я тоже так могу». Интервью Анастасии Баковой с владелицей Alvitr Gallery
7 февраля открылась новая выставка в Alvitr Gallery. Чем уникальны работы венгерской художницы Жофи Барабаш, можно ли ходить в галереи современного искусства с детьми и зачем покупать работы молодых художников — Марину Альвитр допросила с пристрастием охотница за прекрасным Анастасия Бакова.
— Марина, для начала хочу поздравить тебя с первым зарубежным художником в галерее.
— Спасибо. Жофи Барабаш в первый раз выставляется в России. Сначала в Екатеринбурге, потом её работы поедут в Москву.
— Приятно опередить столицу и первыми представить венгерскую художницу в Екатеринбурге?
— Конечно! Мне она действительно очень нравится. Для меня это такое нежное женское искусство. В её работах, на мой взгляд, улавливается что-то восточное… Она училась и жила в Японии, это и вдохновило её на создание кубов. Через эти боксы можно заглянуть в мир искусства. Создаётся своеобразная комната, внутри которой что-то происходит.

Мария Альвитер: «Венгерское искусство в принципе тяготеет к черно-белым решениям». Фото: Анна Майорова
Критики, которые писали о Жофи, отмечали, что работа все время находится в движении. Мне очень нравится, как Жофи работает с цветом. Она не боится экспериментировать. Венгерское искусство в принципе тяготеет к черно-белым решениям. Но в её работе очень много цвета, это делает картины живыми. Обращаясь к зрителям, Жофи даже выпустила книжку-раскраску. Кстати, приобрести ее можно и в России.
— Очень часто люди, глядя на абстракцию, авторитетно заявляют: «Ну и где здесь искусство? Я тоже так могу».
— Обычно я отвечаю на подобные высказывания, что также не нужно, потому что это уже сделано. А современное искусство не предполагает слепого копирования. А во вторых, никто не мешает — попробуйте!
— Галерея преследует задачу объяснить зрителю, что эти красивые картинки несут за собой какой-то концепт?

Мария Альвитер: «Если изначально человек принципиально отторгает современное искусство или не считает его искусством — достучаться до него очень сложно». Фото: Анна Майорова
К каждой выставке мы печатаем пресс-релиз, встречаемся с журналистами, в частности, даём интервью именно для того, чтобы помочь зрителю разобраться. Но в любом случае, чтобы достичь понимания, необходимо сделать над собой некое усилие. Если изначально человек принципиально отторгает современное искусство или не считает его искусством — достучаться до него очень сложно.
Когда я говорила с Жофи, я спрашивала её: «Вот зритель придёт на твою выставку. Что ты хочешь, чтобы он понял?» Она сказала, что понимать ничего не нужно, нужно чувствовать. Это женское искусство, а оно всегда более чувственное, чем мужское. Потому что мужчина, как правило, больше тяготеет к логике, обращается к концепции. Женщина, напротив, любит, чтобы её ощущали на уровне эмпатии.
— У этих картин есть названия?
— Рисунки просто пронумерованы. Хотя каким-то работам Жофи даёт названия. Например, «Во Франкфурте», «Отношения», или просто «Оранжевая композиция». Она говорит, что по большому счету названия работ нужны только для того, чтобы позже в памяти возникла ассоциация. Она не хочет ограничивать восприятие зрителя названием.

Анастасия Бакова: «из детей, которых никто ни разу не отвёл на выставку, потом вырастают взрослые, которые говорят: «Ну и что этот за мазня? Я тоже так могу». Фото: Анна Майорова
— Почему на выставки современного искусства приходит так мало людей с детьми? Мне кажется, это печально, потому что из детей, которых никто ни разу не отвёл на выставку, потом вырастают взрослые, которые говорят: «Ну и что этот за мазня? Я тоже так могу.»
— Представляешь, мне даже звонят иногда и спрашивают, а можно ли прийти в галерею с детьми. Хотя продвинутые родители своих детей периодически приводят. Это вопрос визуального образования, которое в нашей стране в плачевном состоянии. Литературное образование в Росси даёт достаточно обширную базу, а визуального образования в школе просто нет. Даже если дети изучают МХК, то это предмет редкий и элитарный, и позиционируется он как что-то абсолютно факультативное и ненужное
Современное искусство полезно не только жутким эстетам, в практическом применении оно вырабатывает вкус и учит людей правильно сочетать формы и цвета в своей одежде, например. Дети на самом деле современное искусство воспринимают значительно лучше, чем взрослые. Они в этом плане намного более открыты.

Трудно поверить, но средняя цена картин художников центральной Европы:180-200 евро. Фото: Анна Майорова
— Почём сегодня современное искусство в исполнении молодого, но уже ярко заявившего о себе автора?
— Меня привлекают художники центральной Европы ещё и потому, что у них супер демократичные цены. Самая дорогая работа — куб — стоит 580 евро. Небольшие работы в районе 180-200 евро. Это особенность венгерских художников, у которых не было наших сытых 2000х годов, когда искусство продавалось по 200 тысяч евро. Они не избалованы такими суммами, и при таком достойном международном портфолио художницы, прайс более чем доступный. В плане соотношения цена — качество, это тот редкий случай, когда цена значительно ниже, чем качество работ
— Твои слова разрывают мои шаблоны. Сложно привыкнуть к мысли, что искусство может быть не заоблачно дорогим и доступным для большинства зрителей. Многие приходят полюбоваться и приобщиться, но покупать готов далеко не каждый.

Анастасия Бакова призналась, что пока опасается покупать работы современных художников. Фото: Анна Майорова
— Бытует мнение, что чтобы приобрести понравившийся объект, нужно быть миллионером. Я хочу развеять этот миф, и это одна из причин, по которой мне интересно не просто выставлять искусство, но и продавать его. Это невероятные ощущения, когда человек впервые в жизни покупает современное искусство. Ты как будто становишься на новую ступень, добавляешь в свой интерьер и в свою жизнь значимое для тебя творческое высказывание.
— Признаюсь, что в этом плане я девственна. Очень много смотрю, покупать пока опасаюсь, но честно говоря, мне очень этого хочется. Может просто жду встречи с той самой картиной или скульптурой. Я часто размышляю о том, как было бы здорово, если бы в моем доме находился некий арт-объект, отражающий движение моей души и способ моего мышления. Ведь современное искусство анализирует окружающую реальность, поэтому когда я найду нечто коррелирующее с моим восприятием — с радостью приобрету эту работу и добавлю ее в своё личное пространство.

Выставка в Alvitr Gallery открыта до 20-го марта. Фото: Анна Майорова
— Купленный тобой арт-объект — это в первую очередь память. Когда ты покупаешь современное искусство, ты можешь запечатлеть себя в этот самый конкретный период времени. С твоим индивидуальным восприятием и эмоциональным состоянием Через какое-то время ты изменишься, и на первый план могут выступить иные чувства и умозаключения, но глядя на эту картину или скульптуру, ты всегда будешь вспоминать себя в момент ее приобретения. Что тобой двигало и какие ассоциации она пробуждала, почему вдруг стала так важна для тебя.
— Как долго в Alvitr Gallery будет идти эта выставка? И какое количество экспонатов зрители смогут увидеть, а может, и приобрести?
— Выставка продлится до 20го марта. Вниманию екатеринбургских зрителей будут представлены 33 работы венгерской художницы.